Кандидат в президенты России Ирина Хакамада совершила двухдневный визит в Вашингтон. Она была приглашена конгрессменом Кристофером Коксом, считающимся одним из экспертов по России в конгрессе США. В американской столице гостья из Москвы встретилась с членами палаты представителей и сената США, пообщалась с представителями Государственного департамента и имела короткую неформальную встречу с советником президента Буша по национальной безопасности Кондолизой Райс. Вашингтонский корреспондент "Известий" Евгений БАЙ встретился с Ириной ХАКАМАДОЙ и выяснил некоторые подробности этого визита.
- Как вас приняли в администрации президента Буша?
- У меня была короткая встреча с Кондолизой Райс. Она прошла в Белом доме, но само общение не было официальным. По закону американские политики такого ранга не могут принимать зарубежных деятелей от оппозиции.
- Какова была цель вашего визита?
- Прежде всего я пыталась объяснить, что стратегическое сотрудничество Америки и России возможно лишь в том случае, если две наши страны, преследуя прагматические цели, не будут думать только об экономических интересах. Американцы должны понять, какой именно политический режим складывается в России. Если этот режим демократический, открытый, то можно решать не только технические, но и глобальные задачи.
- Не боитесь ли, что поездка в Америку может повредить вам как политику?
- Я - такой же кандидат в президенты, как и Владимир Путин. Думаю, что многих своих успехов Путин добился за счет того, что проводил "встречи без галстуков" с Бушем, Шираком, Блэром и Шредером. Никто в России не упрекал его в том, что он так часто общается с западными лидерами. Надеюсь, что мое общение с американским истеблишментом будет воспринято в России так же положительно.
- И как американский истеблишмент относится к вашей критической позиции в отношении Путина?
- Американцы с большим энтузиазмом относятся к стратегическому сотрудничеству с Россией. Но их тревожат нынешние политические тенденции в России - как проходили у нас парламентские выборы, нет ли изменения политического курса страны. Они хотели бы получить подтверждения того, что Россия остается приверженной демократическим ценностям.
- Только что государственный секретарь Колин Пауэлл выступил в Москве с весьма критическими заявлениями в адрес российской власти.
- Да, я считаю
выступление госсекретаря Пауэлла в Москве знаковым. Ведь речь идет о представителе администрации Буша, который намного реже других интересовался развитием демократии в России. Он прежде говорил о ситуации в Ираке, обсуждал со своими российскими собеседниками перспективы развития экономического сотрудничества, поправку Джексона-Вэника, вступление России во Всемирную торговую организацию. Я приветствую новый подход администрации. Америка дает понять, что Россия может быть членом сообщества развитых цивилизованных государств не только исходя из ее темпов экономического роста, но и по уровню своей цивилизованности, по состоянию демократических свобод.
- А каким вам показалось отношение американского бизнес-сообщества к нынешней России?
- Я допускаю, что многим американским бизнесменам было бы проще иметь дело с режимом, который закручивает гайки.
Ирина Хакамада выступила во вторник (по московскому времени) в престижном Фонде Карнеги американской столицы. На встречу с ней собрались многие известные эксперты по России, а также представители правительственных учреждений США. В среду в том же зале должно пройти выступление другого бывшего сопредседателя СПС - Егора Гайдара.
Главные положения выступления Ирины Хакамады перед американской общественностью
- За последние 4 года российские власти подавили всякую политическую конкуренцию и уничтожили независимые СМИ.
- В России говорят только о том, кто и как договорился с Кремлем, все газеты пишут только о том, чем доволен и чем не доволен Кремль.
- В последнюю неделю перед парламентскими выборами Чубайс и Явлинский наперебой пытались выйти на Путина, чтобы получить необходимые для прохождения в Думу 5 процентов голосов.
- В конечном счете проиграли все, кто хотел договориться с Кремлем.
- В России два правительства. Одно - реальное и антиконституционное: администрация президента, другое - техническое: правительство Михаила Касьянова.
- Партия власти в Думе не имеет ни программы, ни идей.
- Губернаторы формально избираются населением, но федеральная власть может их снять в любой момент.
- Если через 4 года голос демократических сил не будет услышан, то Россия окончательно пойдет по авторитарному пути.
- Я вызываю Путина на бой, потому что хочу от него услышать, какую именно Россию он хочет построить.
- За две недели я собрала 4 миллиона подписей избирателей, поддержавших меня как кандидата в президенты.
- Я готова стать пробкой, выстреливающей из бутылки, в которой закупорена воля граждан России.
- Возможно, демократам нужны были лидеры-мужчины - с сильным голосом и крепкой харизмой, но таковых не оказалось.