Суд огласил содержимое книги учета доходов и расходов предпринимателя Шахновского. Так, в 1998 году по договору с фирмой "Статус Сервис Лтд" об оказании консультационных услуг он получил в августе $500 тысяч, а в декабре - еще $180 тысяч. На следующий год заработок был поменьше - $150 тысяч и $35 тысяч. А в 2000 году за оказание консультационных услуг Шахновский получил от "Статус Сервис Лтд" $2,8 млн.
Чем ближе чтение шло к 8-му, последнему, тому, тем активнее адвокат Шахновского Василий Алексанян протирал тыльной стороной галстука часы и поправлял запонки, а его коллега Юрий Клячкин поигрывал желваками. Обвинитель не мог сдержать улыбки скромного триумфатора. Вскоре выяснились причины этого нервного ожидания. Суд огласил служебную записку под названием "Заключение по оплате труда", адресованную Михаилу Ходорковскому. В ней говорится о нецелесообразности руководствоваться нормами российского трудового законодательства при оформлении трудовых отношений с работниками. "Полное соблюдение законодательства о труде предусматривает значительные компенсационные выплаты в случае увольнения", отмечалось в документе. "В отношениях с сотрудниками это делает невозможным оперативное проведение реструктуризации компании или ее подразделений и сокращение численности работающих". Обращалось внимание и на другие "неудобства" российского законодательства. В документе предлагались различные схемы оформления трудовых отношений с работниками, включая и выплату финансового вознаграждения. Это, в частности, оформление работников по схеме найма персонала за рубежом, а также организация страховых выплат с использованием созданных для этого дочерних страховых компаний в офшорных зонах, например, на Кипре - там такую компанию можно создать в течение месяца.
Другой путь - "выплата зарплаты сотрудникам компании как индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица". При этом договора с новообразованными "предпринимателями" предлагалось заключать структурным подразделениям "ЮКОСа". Такую схему предлагалось использовать не всем, а высшим руководителям компании. А в официальной зарплате им рекомендовалось показывать "какую-нибудь разумную цифру, например, 100 тысяч рублей". Перевод на предпринимательскую схему оплаты труда займет около 2 месяцев, говорилось в записке.
"Реализация указанных схем оплаты труда имеет ряд преимуществ перед оплатой труда работников предприятия путем непосредственной выплаты заработной платы из средств работодателя. Это сокращение фонда оплаты труда, а также возможность осуществления оперативной реорганизации предприятия, включая сокращение численности сотрудников", - резюмировал автор записки. И далее: "С уважением, начальник правового управления В. Г. Алексанян (Василий Алексанян в настоящее время является одним из адвокатов Шахновского. - "Известия"), исполнитель: Дубровина".
- Обратите внимание на дату, - попросил адвокат Шахновского Генрих Падва после оглашения документа. - Эта записка написана 3 марта 2000 года. А исследуемые судом деяния Шахновского относятся к периоду 1998-2000 годов.
- Частично же охватывает! - возразил прокурор. - А кроме того, документ свидетельствует, что "ЮКОС" постоянно разрабатывал формы уклонения от выплаты налогов.
Суд огласил и документы, показывающие, что не один Шахновский консультировал зарубежные фирмы. Например, Борис Золотарев получил в 1997 году 297 млн рублей по договору с фирмой "Хинчли", зарегистрированной на острове Мэн. А в 1998-1999 годах договора с фирмой "Статус Сервис Лтд" заключали Виктор Казаков, Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Михаил Брудно.
Бывший глава компании "ЮКОС-Москва" не стал раскрывать механизм консультаций. По мнению обвинения, в действительности никаких консультаций не было. Вот выдержки из оглашенного в суде протокола допроса Шахновского в Генпрокуратуре.
- Какую зарплату вы получали в "ЮКОСе"?
- Не помню.
- Где вы находили заказчиков на консультационные услуги?
- Они сами ко мне обращались.
- Какие инициалы у них?
- Не помню.
- Вы бывали на острове Мэн или на Виргинских островах?
- Не бывал.
- А знакомые оттуда у вас есть?
- У меня много знакомых, я не у всех спрашиваю, откуда они.
- В каком виде приходили заказы?
- Не помню.
- У вас остались рабочие материалы выполненных заказов?
- Нет.
- Почему?
- Я не храню ненужные документы.
- Почему прекратили консультационную деятельность?
- Не помню. Наверное, перестали обращаться.
Однако на каком-то этапе следствия Шахновский почувствовал, что дело обстоит гораздо более серьезно, чем это могло показаться вначале. Об этом говорит его записка, адресованная старшему следователю Генпрокуратуры Салавату Каримову: "Я сожалею, что государство не получило 28 миллионов рублей, с учетом пени и штрафов - 53 миллиона. В связи с тем, что я уплатил эту сумму, прошу прекратить мое уголовное дело, так как никаких ложных сведений я не вносил". Сам Шахновский наотрез отказывается говорить об обстоятельствах появления этой записки.
Арестован председатель совета директоров Куйбышевского НПЗ НК "ЮКОС"
Октябрьский районный суд Самары постановил заключить под стражу на два месяца председателя совета директоров ОАО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (оно входит в структуру НК "ЮКОС") Рафаиля Зайнуллина. Это было сделано 21 января по ходатайству главного следственного управления ГУВД Самарской области. Зайнуллин обвиняется в уклонении от уплаты Куйбышевским НПЗ налогов, в частности, акцизов на нефтепродукты, в размере около 67 млн рублей. Это было в 1999 году, когда он являлся гендиректором предприятия. Пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин заявил, что "компания расценивает происходящее как еще один шаг в беспрецедентной кампании, направленной против "ЮКОСа", его акционеров и сотрудников". "ЮКОС" отвергает выдвигаемые против Зайнуллина обвинения, так как Куйбышевский НПЗ выплачивал и выплачивает налоги в соответствии с законодательством, - отметил Шадрин. - Законность деятельности предприятия была неоднократно подтверждена налоговыми проверками, поэтому НК "ЮКОС" и Куйбышевский НПЗ будут оспаривать решение суда".