В Московском городском суде начались слушания по делу об убийстве 7 августа прошлого года 83-летнего профессора-востоковеда, академика нескольких российских и иностранных академий наук Григория Львовича Бондаревского. На скамье подсудимых - 26-летний москвич Евгений Волков. В 98-м его уже судили за квартирную кражу. Тогда он получил пять лет лишения свободы, но меньше чем через три года за хорошее поведение вышел на свободу. С профессором Волкова познакомила его мама, которая работала тогда домработницей в семье Бондаревских. Нигде не работавший сын к ученому обычно заходил занять денег. За этим он пришел и в последний раз.
Невысокого роста, темненький, с сильно выступающей вперед нижней челюстью, в клетке для подсудимых он чувствовал себя вполне уверенно. Но вынести изучающие взгляды родных убитого не смог, глаза опустил в листок бумаги - первое с его стороны ходатайство к суду.
- Прошу, чтобы в качестве защитника выступала моя мама, - не глядя в заготовленный текст, сказал он.
- А какова мотивация вашего ходатайства? - спросила судья.
- Я знаю, что по УПК я могу этого требовать! - вскинул голову подсудимый.
- Не можете! - спокойно произнесла судья. - Ведь ваша мама уже проходит по делу как свидетель, а свидетель не может быть одновременно защитником.
Волков несколько секунд обдумывал эту фразу и сел на скамью, обежав взглядом всех присутствующих. Мамы в зале суда не было.
- С его мамой я встречался для беседы несколько раз, - рассказывает следователь Московской городской прокуратуры Николай Батищев. - Сначала она твердила, что ее сын в тот день, когда произошло убийство, целый день находился дома и никуда не выходил. При следующей встрече она уже, чуть не рыдая, твердила: "Это не мой сын! Это ирод!" Потом успокоилась и призналась: "7 августа Евгений ушел из дома утром, вернулся поздно вечером, где он был весь день - не знаю". И описала, в какой одежде сын был в тот день.
Вернувшись в сентябре 2000-го из колонии, Волков не спешил устраиваться на работу и начинать новую жизнь. Деньги он брал у матери или занимал у знакомых, но никогда не отдавал. Потом все-таки устроился на автомойку, проработал там неделю, назанимал у всех денег и исчез.
Финансы кончились очень быстро - любил парень скоротать время в залах игровых автоматов. Мать к тому времени устроилась администратором в компьютерный клуб и пристроила туда же сына. Здесь он тоже не задержался. Его выгнали, заподозрив в хищении из кассы приличной суммы денег. Мать упросила руководство не обращаться в милицию, пообещав вернуть украденное.
Профессору Бондаревскому Волков позвонил утром 7 августа.
- Григорий Львович, я хотел бы занести вам книжку. Помните, я брал?! - напросился он в гости, не сказав, что собирается вновь просить взаймы.
Короткий разговор произошел в коридоре профессорской квартиры, где Григорий Львович после смерти в апреле 2003 года жены Александры Аркадьевны жил один. Давать деньги на этот раз он отказался...
Эксперты-криминалисты позже насчитают на голове профессора не менее 11 ран, нанесенных молотком. Из квартиры исчезло несколько орденов и медалей, около двух тысяч рублей и два мобильных телефона.
- 7 августа я приехал ближе к трем часам дня, как и просил меня Григорий Львович, - рассказывает водитель профессора Евгений Боровенский. - Ему надо было к стоматологу. Смотрю, у подъезда стоит новая домработница, сменившая Волкову. "Я уже тут почти два часа жду, - говорит она. - Дверь никто не открывает, может, вышел куда?" Я стал звонить Бондаревскому на домашний, на сотовый - тишина. Я позвонил его дочери Любови Григорьевне, и она вскоре приехала с ключами.
Григорий Львович лежал в коридоре в огромной луже крови. Ей были забрызганы и стены. Он еще был жив, но пульс уже почти не прощупывался. Приехала "скорая" и увезла в 1-ю Градскую больницу. Бондаревский умер здесь через 20 минут.
Евгения Волкова задержали через неделю после трагедии. За это время он успел продать у магазина "Нумизмат" на Таганской площади по дешевке - за 150-300 рублей - похищенные ордена и медали. Среди них был и очень редкий - единственный в нашей стране орден Священного лотоса, высшая награда в Индии. Нумизмат, купивший его у Волкова, выставил его на аукцион в Интернете, благодаря чему оперативники смогли выйти на след предполагаемого убийцы.