Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин встретился с Мишустиным перед рассмотрением его кандидатуры в ГД на пост премьера
Политика
Госдума 10 мая рассмотрит проект об утверждении Мишустина премьером
Мир
В ФРГ заявили о работе над экстрадицией подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
В КНР выступили против ограничений США в отношении китайских компаний
Мир
ВМС Британии сообщили о нападении на судно у берегов Йемена
Мир
Суд в ФРГ решит вопрос об экстрадиции подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
Нарышкин счел невозможным прием Украины в НАТО в ускоренном формате
Экономика
Правительство выделило Курганской области 4 млрд рублей на восстановление после паводка
Мир
Антонов заявил о готовности вести диалог по стратстабильности с Западом на равных
Общество
Глава СК поручил возбудить дело об осквернении памятника ВОВ в Финляндии
Мир
У берегов Тайваня произошло землетрясение магнитудой 5,8
Мир
SCMP указала на жесткий сигнал России в адрес Японии из-за Украины
Мир
Президент Финляндии назвал поле боя единственным путем к миру на Украине
Мир
В Грузии задержали несколько человек на стихийной акции протеста
Мир
В Британии назвали изъятие российских активов демонстрацией неразумности Запада
Мир
Axios назвал предстоящий доклад Блинкена о действиях Израиля в Газе «критическим»
Политика
Совфед выдвинул кандидатуры на должность главы Счетной палаты

Вещественные доказательства российской истории

В Государственном историческом музее открылись после ремонта пять залов постоянной экспозиции, и это очень красивые залы. Так закончилась многолетняя реконструкция, из-за которой музей на Красной площади долго выживал одними выставками, что ему явно не по статусу, да и обидно - за семнадцать лет ремонта два поколения школьников выросло, так и не увидев замечательных материальных свидетельств древности существования земли русской. Вновь открытые залы Новгородский, Владимирский, Суздальский, Ростовско-Ярославский вместе с восстановленными раньше Парадными сенями величественны и нарядны, они очень хороши сами по себе, даже без экспонатов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В Государственном историческом музее открылись после ремонта пять залов постоянной экспозиции, и это очень красивые залы. Так закончилась многолетняя реконструкция, из-за которой музей на Красной площади долго выживал одними выставками, что ему явно не по статусу, да и обидно - за семнадцать лет ремонта два поколения школьников выросло, так и не увидев замечательных материальных свидетельств древности существования земли русской. Вновь открытые залы Новгородский, Владимирский, Суздальский, Ростовско-Ярославский вместе с восстановленными раньше Парадными сенями величественны и нарядны, они очень хороши сами по себе, даже без экспонатов. Конечно, стилизации и копии фрагментов древнерусских архитектурных памятников не всем нравятся (они кажутся слишком лубочными тем, кто знает оригиналы), но так задумали музей его отцы-основатели, так воплотил их идеи архитектор Шервуд. В 1936 году музей подвергся серьезной идеологической реорганизации, после которой не нашлось места ни Родословному древу государей российских, ни нарядному цветочному орнаменту, ни поребрикам, кокошникам и бубенцам, ни монументальной живописи на религиозно-патриотические сюжеты. Многое, почти все, в нынешней реконструкции восстановлено. "Сам Исторический музей - памятник, - утверждает заведующий экспозиционного отдела истории России с древнейших времен до XIX века Александр Лаврентьев, - и восстанавливать его следует таким, каким он и был задуман в 1872 году". Что авторы реконструкции и сделали. Даже попытались воплотить то, что помешала сделать в музее Первая мировая война. Исторический музей был рожден во время очередного подъема национального самосознания, при зарождении стиля, который теперь многие именуют национальным романтизмом. Вот и сам музей с его тяжелым и затейливым, как будто бы русским, фасадом, огромными залами с большими окнами (не было другого музейного освещения, кроме естественного, поясняет Лаврентьев), массивными экспозиционными витринами и нарядной росписью кажется воплощением самой романтической версии истории России. Инициаторы создания музея считали, что он должен быть местом, "куда явился бы историк за справкой, романист, директор театра, артист - за нужными ему красками, куда могли бы привести детей, чтобы навеки запечатлеть в их памяти историческое событие и историческую обстановку, куда мог бы прийти и необразованный человек и вынести желание узнать, что было когда-то и что есть теперь, чтобы узнать, что не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране". Эти красивые слова приведены в новом музейном путеводителе. Не вовремя, как теперь всем понятно, затеянный ремонт стал для Исторического музея форменным бедствием. В 1986 году это мероприятие, конечно, было опасным, как и всякая перестройка, затеянная на излете советского государства, но все-таки вряд ли предполагалось, что затянется оно на эпоху. Причем эпоха прошла не только историческая (одно государство сменило другое) и идеологическая (понимание истории как борьбы классов стало одной из - и явно не модной - исторических концепций, а не единственно верным учением). Прошла эпоха технологическая - стремительная компьютеризация мира, снятие цензуры на исторические документы, открытие доступа к ним радикально изменили отношение к музеям национальной истории. Из учреждений научно-познавательных они превратились в хранилища древностей - в то место, где собраны подлинные предметы, вещественные доказательства и зримые свидетельства многовековой жизни нации, в ее семейную сокровищницу. Многочисленные научные, популярные и шарлатанские исторические книги и романы теперь удовлетворяют любознательных до истории куда лучше, чем рассказ экскурсовода, различные справки можно навести во множестве мест - реальных и виртуальных. В музей теперь идут, чтобы посмотреть на настоящие старые вещи - бусы из новгородских кладов, кольчугу времен Куликовской битвы, кафтан Петра I, первопечатную книгу и прочие древности, позволяющие почти буквально прикоснуться к истории. И тем посрамить популярных авторов, утверждающих, что ничего на самом деле не было - ни татаро-монгольского ига, ни Ледового побоища. Конечно, у Исторического есть сильные конкуренты. Музей стоит на хорошем месте - у Кремлевской стены, но за ней - Музеи Кремля и Оружейная палата, у которой исторических сокровищ, способных вызвать восторг посетителей, накоплено несравнимо больше. Драгоценные каменья шапки Мономаха и наряды Екатерины Великой затмевают блеском потертые серебряные и медные украшения древних новгородцев, а изъеденные временем топоры и кинжалы II тыс. до н.э. и вовсе никакого визуального впечатления не производят. Зато у Исторического есть огромное здание - и эту свою козырную карту он разыграл блестяще. Его торжественные залы с театрально эффектной экспозицией впечатляют не только экскурсантов. Музей давно стал одним из самых представительских мест столицы. Здесь охотно проводят выставки (или патронируют их) самые разные учреждения: "Газпром", МИД, Центробанк. Сюда приводят заморских принцесс, иностранных министров, больших бизнесменов, патриарха. Здесь на вернисаже произносила речь первая леди нашей страны. И всех их Исторический устраивает. Он - парадные сени для входа в русскую историю. Теперь музею надо освоить огромные экспозиционные площади второго этажа. В апреле здесь откроется "непрофильная" художественная выставка "Москва - Берлин. 1950-2000", потом начнут отстраивать продолжение постоянной экспозиции. Очень интересно, какими именно экспонатами будет на ней представлен ХХ век.
Комментарии
Прямой эфир