Федеральные власти готовятся перейти к централизованному планированию развития регионов. В феврале премьеру Михаилу Касьянову будет представлена Концепция пространственного развития России, а при правительстве появится специализированный научный институт. Вице-премьер Владимир ЯКОВЛЕВ, отвечающий в правительстве за ЖКХ, транспорт и местное самоуправление, объяснил в интервью корреспонденту "Известий" Елене КОРОП, что предлагаемая схема не означает возрождения традиций советского Госплана и отвечает интересам и центральной власти и губернаторов.
- Члены кабинета министров сейчас подводят итоги 2003 года. Вы пришли в федеральное правительство в мае прошлого года. Как вы оцениваете этот период своей работы?
- Итоги зимнего периода подводить пока рано. На сегодняшний день (стучит по столу) отопительный сезон идет в заданном режиме. Сбои есть, но это и неудивительно. Все мы знаем, в каком состоянии находятся инженерные коммуникации. Как человек, чувствующий себя на 60 процентов больным, может взаимодействовать с окружающим здоровым миром?
Техническое состояние ЖКХ мало изменилось. Но в плане управления и административного контроля ситуация улучшилась, а финансовые подкрепления из федерального бюджета сыграли свою роль.
Среди особенно значимых событий прошлого года я бы отметил разработку транспортной стратегии и то, что мы наконец-то стали заниматься очень важным вопросом, которому ранее не уделялось внимание: пространственным развитием России.
Эта тема обсуждалась на совещании у премьера Михаила Касьянова 26 декабря. К февралю Минэкономразвития и Госстрою поручено представить концепцию генеральной схемы развития страны.
- Чья это была инициатива и о чем конкретно идет речь?
- Эта идея витает в воздухе давно...
Существовала генеральная схема расселения в Советском Cоюзе. Эту схему утвердило в 1994 году новое российское правительство, но она не получила дальнейшего развития.
Программа касалась только миграции населения. Наряду и в связи с миграцией необходимо определять другие направления: транспортное, промышленное, портовое строительство, разработка полезных ископаемых. Но эти вопросы должны решаться не отдельно, по региональному или отраслевому принципу, а в комплексе, что и позволяет сделать генеральный план пространственного развития.
Долгое время нерешенные задачи, связанные с макроэкономической ситуацией и укреплением вертикали власти, не позволяли заниматься подобными вещами. На сегодняшний день создан хороший фундамент для того, чтобы перевести планирование на новый уровень.
- То, о чем вы говорите, очень напоминает существовавшую в советские времена систему Госплана...
- Госплан развивал территорию в административно-принудительном порядке. В итоге в Средней Азии вместо хлопковых производств появлялись чуждые региону промышленные объекты. Мы говорим о другом.
Показательно, что свою схему пространственного развития создает европейское сообщество. Страны ЕС, которые имеют отдельные бюджеты и экономические планы, осознали, что ради общего блага им необходимо увязывать свои территориальные интересы с общими задачами развития Европы. Чтобы (возьмем простой пример) правительство одной страны знало, что если оно строит автомобильную дорогу до границы соседнего государства, то после пересечения границы дорога не оборвется, а получит продолжение. Иначе будут потери и упущенная выгода для обеих сторон.
В России экономическое планирование регионов осуществляется по принципу лоскутного одеяла. Каждый из 89 субъектов федерации имеет свой план развития. Есть стратегии для отдельных отраслей: энергетики, транспорта, связи. Но эти планы не связаны и не взаимодействуют друг с другом, они не объединены общими государственными задачами. Как один из результатов - огромные разрывы в уровне благосостояния регионов. Рядом с благополучной территорией может находиться очень бедная.
Увязать развитие территорий со стратегическими задачами развития всей страны может только государство, создав некий пространственный каркас, на котором будут обозначены точки экономического роста в виде приоритетных национальных проектов.
- Как это предполагается делать?
- Естественно, это работа не на один год. Для начала при правительстве планируется создать Институт пространственного развития. Он не подменит собой действующие правительственные структуры, а станет экспертным подспорьем для Минэкономразвития и других министерств, которые занимаются планированием.
В институт пригласят известных ученых, специалистов научных организаций из регионов. На базе аналитического материала они будут создавать комплексную программу развития страны.
- Губернаторы могут воспринять подобные планы правительства как покушение на их полномочия и шаг к дальнейшей централизации власти.
- Губернаторы как раз относятся к этой идее положительно. Я разговаривал с руководителями многих территорий, мы провели массу круглых столов и решили, что такая схема является наиболее реальной. Губернаторы - грамотные люди, заинтересованные в процветании своих регионов. При этом каждому руководителю необходимо знать, что будет делаться на соседней территории, как его план развития сочетается с планами соседей и общефедеральными задачами.
- Получается, что самостоятельно регионы не в состоянии развиваться?
- Так получается, потому что нет централизованной системы долгосрочного стратегического планирования, которая бы привлекла внимание к нуждам территорий. Например, в Ульяновской области десятилетиями строится мост через Волгу. Область не может завершить строительство самостоятельно. Соседи заняты собственными проблемами. Определить важность, приоритетность этого проекта, привлечь к нему внимание других регионов и бизнеса может только федеральный центр.
Есть мнение, что бизнес все решит сам и государству не нужно вмешиваться. Бизнес действительно может сам все решить, но он ориентируется на сигналы государства. Если бизнес чувствует, что государство заинтересовано в проекте и готово создавать инфраструктурные условия, он охотнее вкладывает деньги. Только государство может решить, в каком порядке осваивать месторождения, где дорогу прокладывать в первую очередь, а где во вторую. Или в каком из двух приморских регионов выгоднее с точки зрения федеральных, а не узко территориальных интересов строить порт.
Федеральные задачи всегда должны быть важнее, но они не должны ущемлять интересы территорий. Это главное отличие схемы пространственного развития от советского Госплана.
- То есть все решения в рамках генерального плана развития будут приниматься на основе полного консенсуса между федеральным центром и регионами?
- Конечно, полного консенсуса не получится. Прежнее руководство Якутии не хотело строить железную дорогу по своим соображениям. А с точки зрения федеральных интересов участок железной дороги от Алдана до Байкало-Амурской магистрали крайне необходим. Он сократит затраты на северный завоз и обеспечит высокий транспортный поток по БАМу, сейчас магистраль загружена всего на 20% из-за того, что нет поперечных железнодорожных веток.
Используя наше выгодное географическое положение, мы должны создать мощную транзитную супердержаву с обустройством вдоль железных и автомобильных дорог огромных территорий и решить таким образом проблемы промышленного развития депрессивных регионов, занятости населения.
Нам необходимо вновь сделать привлекательными для работы и жизни территории за Уралом, откуда сейчас идет массовая миграция в западные регионы. Надо выводить из постоянной депрессии богатейший природными ресурсами Дальний Восток и Забайкалье.
Надо активнее развивать Чукотку. Совсем рядом через Берингов пролив находится Аляска. В будущем можно реально связать эти территории через туннель и объединить таким образом два континента.
Отсутствие денег, на которое принято ссылаться, когда речь идет о масштабных проектах, не главная проблема. Как говорится, были бы деньги - и дурак бы справился.
Например, приняли решение разрабатывать угольные месторождения Эльги. Начали строить туда дорогу, построили 40 км и остановились - оказалось, очень дорого. В итоге месторождение не разрабатывается. Может, тогда не надо было трогать запасы Эльги именно сейчас, а взять что-то поближе и сэкономить деньги?
Определить задачи и планы для конкретной отрасли и конкретной территории можно, только имея общую картину для всей страны, увязав все вопросы - миграции транспортного, промышленного строительства, освоения месторождений - в одну генеральную схему развития. В противном случае мы будем и дальше существовать по принципу лоскутного одеяла.