Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Общество
Эксперт предупредил россиян об опасности электронных новогодних открыток
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
Глава «Укрэнерго» назвал сроки для восстановления энергосистемы
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Общество
Телеканал «Москва 24» уволил редактора за слова о подавшем сигнал бедствия борте
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
СМИ сообщили о гибели 18 мигрантов при крушении лодки у греческого острова Крит
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Теодор ШАНИН: "Для меня важно, что я в жизни не согнул колен перед человеком или Богом"

Свое первое интервью в Москве пятнадцать лет назад этот английский профессор дал "Известиям." Он тогда удивлял. Продолжает и сейчас. Состоящая из сплошных парадоксов его жизнь сложилась так, что он, родившись в одной стране, создавал другую, а за заслуги перед третьей получил награду от четвертой.… Из его биографии можно было бы составлять загадки для каких-нибудь конкурсов знатоков. Вот, например, как получилось: отец Теодора родился в России, мать - в Германии, сам он - в Польше, но при этом все они уроженцы одного города, который теперь - столица Литвы. Жизнь не так забавна, как викторина. Вильно переходил из рук в руки. Но неизвестно при этом, что опаснее было для еврейской семьи. И случалось в их жизни, что попытка спасти оборачивалась гибелью, а репрессия - спасением...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Свое первое интервью в Москве пятнадцать лет назад этот английский профессор дал "Известиям." Он тогда удивлял. Продолжает и сейчас. Состоящая из сплошных парадоксов его жизнь сложилась так, что он, родившись в одной стране, создавал другую, а за заслуги перед третьей получил награду от четвертой. Без четверти три, через год - Меня ждут в Китае, - сказал Теодор, - но я поеду чуть позже, примерно через месяц. Стоит язык выучить, чтобы разобраться, что там происходит. - Вы что же, - не понял я, - за месяц собираетесь выучить китайский язык? - Да, - согласился Теодор, - за месяц. Это не так трудно. Любой язык можно освоить довольно быстро. Если - системно и для дела. Во всех языках активный словарь не так уж велик. К тому же обязательно есть группа слов интернациональных. Есть отраслевые термины. Есть ключевые слова. И есть логика языка, которую нужно понять. Когда мне для работы нужен язык, я его осваиваю без проблем. В том объеме, в каком он мне необходим. Стало еще интереснее. И я предложил встретиться после Китая для нового интервью. Но оказалось, что в следующий раз Шанин собирался в Москву только через год. Тем не менее, он был намерен сейчас же договориться о точном времени встречи, вплоть до минут. Я пожал плечами: что там будет через год, тут про завтрашний день не уверен. Теодор полистал блокнот, что-то прикинул: - Так вот, можно именно в этот день. Если в четырнадцать тридцать - как вам? - Пожалуй, удобнее - без четверти три, - сострил я, как мне показалось, тонко. Пришелец Он тогда только появился в Москве, до этого был "невъездным". Ни одна советская газета о нем еще не писала. И наша беседа была первой. Бритый наголо, весь в черном, профессор из Манчестера, с сильным акцентом, но виртуозным знанием русского, говорил о вещах еще непривычных. Открывал нам нашего гения Чаянова. Доказывал, что прогресс не обязательно лучшая перспектива. Убеждал, что мир идет не от неограниченного количества разнообразия к единому монолиту, а от одного разнообразия к другому. Применял к российской практике им же созданную науку "крестьяноведение". Абсолютно нездешний во всем, но при этом не похожий на иностранца в расхожем у нас представлении. Никакие рамки для него были не впору. Очевидно, что он не только социолог. Да и вообще не только ученый. И даже не только англичанин. За ним ощущалась необычайная судьба. Так оно и оказалось. Случайная встреча О назначенной через год встрече я, конечно же, забыл уже через пару дней. Но надо же такому случиться. Зачем-то листал в редакции старый блокнот и вдруг наткнулся на эту запись. Даже вздрогнул. Именно сегодня - тот самый день. Ровно год прошел! Посмотрел на часы - без двадцати три. Тогда был такой порядок в редакции, что посетителя-иностранца приходилось непременно встречать у проходной лично. Так что ринулся я вниз. Ровно без четверти в дверях появился Шанин. Не удивился, увидев меня. Он в это время, наоборот, все еще удивлялся необязательности и неточности, с которой сталкивался у нас. Сейчас уже не удивляется. Смерть и спасение Из его биографии можно было бы составлять загадки для каких-нибудь конкурсов знатоков. Вот, например, как получилось: отец Теодора родился в России, мать - в Германии, сам он - в Польше, но при этом все они уроженцы одного города, который теперь - столица Литвы. Жизнь не так забавна, как викторина. Вильно переходил из рук в руки. Но неизвестно при этом, что опаснее было для еврейской семьи. И случалось в их жизни, что попытка спасти оборачивалась гибелью, а репрессия - спасением. Когда в 1939-м в город пришли советские, отца вскоре отправили в лагерь на Урал, а десятилетнего Теодора с четырехлетней сестренкой и матерью - в сибирскую ссылку. Но в последний момент офицеру стало жалко малышку. Он пошел на нарушение предписания - сказал, что девочка может не выдержать крутого маршрута, пусть остается со стариками. Они были благодарны офицеру. А ведь он, пожалев девочку, обрек ее на смерть. Город захватили немцы. Когда уже после войны Теодор и родители, воссоединившись после многих мучений, лишений и приключений, вернулись домой, они нашли только общую могилу, в которой среди 80 тысяч казненных лежали и дедушка с внучкой. Коммандос После войны они жили в Польше, потом во Франции. Когда в 1948 году ООН приняла решение о создании на территории Палестины израильского и арабского государств, Теодору было семнадцать лет, он только что окончил школу. И уже тогда, судя по всему, был таким же, как сегодня. Умел точно анализироват, и смело действовать - Мне было абсолютно ясно, что начнется война. Я решил, что обязан в ней участвовать, - говорит Шанин. - Чтобы сделать это, пришлось выдержать мольбы родителей, нелегально пересечь парочку границ и дважды солгать: что я на год старше и что дома оставил сестру - единственных в семье детей в коммандос не брали. Именно в коммандос - израильский спецназ - вступил Теодор добровольцем. Впрочем, никакого Израиля тогда еще не было. Шанин прибыл на место за несколько недель до провозглашения еврейского государства. И с оружием в руках принялся это государство создавать. Получилось. Действия Теодора Шанина и его товарищей, операции, в которых они участвовали, вошли в легендарную часть истории страны. Он стал героем. Получил широкие возможности для выбора новой жизни. Получил новую родину. Но ненадолго. Не перестрелка, так перестройка Собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, для Шанина всегда были выше интересов национальных, государственных и каких-либо еще корпоративных. Затейливые маршруты его биографии диктовались именно этим. Когда его спрашивали пятнадцать лет назад, почему он приехал в Россию, отвечал для многих странно, но для него самого логично: -Чтобы поступать честно, не нужно особых причин. Если бы во время вьетнамской войны был призыв, я бы пошел воевать против Америки. Во времена Испании, будь мне уже лет восемнадцать, был бы в интербригадах. Сейчас в России перестройка - вот я здесь. Пацифист с автоматом Вскоре представления о справедливости у Шанина и Израиля разошлись. В 1956 году, во время Суэцкого конфликта он снова отправился на фронт. Но уже был против войны и открыто убеждал всех, что война несправедлива. -К счастью, - говорит Шанин, - длилась эта война всего шесть дней. Но мое разочарование политикой Израиля продолжалось. Привело оно в конце концов к тому что Теодор уехал из страны, которую создавал. А через некоторое время стал знаменитым английским ученым. Неожиданно оказалось, что британский характер созвучен Шанину и стилистически, и морально. О кей, Теодор, сказала Британия Недавно английская королева наградила профессора Шанина высшей наградой Британии - орденом Британской империи. Формулировка королевского указа может кому-то показаться удивительной: "За заслуги в развитии российского высшего образования". Заслуги, выходит, перед Россией, а награждает Британия? Шанину этот парадокс чрезвычайно нравится не только потому, что он стал кавалером ордена, а своей особой логикой. -Для меня как социолога это необыкновенно интересно. - говорит он. - Ведь в мире, который все более становится националистическим, а часто и расистским, если ты что-то сделал для моей нации - это хорошо, за это тебя стоит наградить, а если ты это сделал для других - пусть они и награждают. Но есть логика цивилизации. И вот подтверждение, что Англия - цивилизованная страна. Меня наградили не за то, что я сделал что-то хорошее для Англии. Нет, за то, что я, британский гражданин, сделал что-то хорошее. Показали, что я гражданин цивилизованной страны, сказав мне лично: "Хорошо работаете, Теодор". И пошла за ним Европа Работа Шанина, которую таким образом оценила королева, это Московская высшая школа социальных и экономических наук. Она действует уже седьмой год. Шанин ее придумал, создал и ею руководит. Это был эксперимент. Он оказался настолько удачным, что по этому пути пошла вся Европа. - Болонский процесс, который теперь у всех на слуху, мы начали в Москве за семь лет до Болонского процесса,- говорит Шанин. - С самого начала я был убежден, что нельзя просто "парашютировать" определенную университетскую систему, выросшую на базе определенной культуры, в страну иной культуры. Зато можно интегрировать лучшее в британской и российской системах образования. Тогда и получится то, что у нас получилось. В школе у Шанина многое для нас непривычно. Здесь не так сдают экзамены, не так ставят оценки, не так построены занятия. Выпускники получают дипломы Манчестерского университета. Студенты-немосквичи получают стипендии. Есть и "взрослые студенты" - те, кто получает второе образование. Их Шанин считает самыми интересными студентами, потому что они лучше знают, чего хотят. Впрочем, представления о взрослости тут тоже своеобразные. - Наш студент становится молодым ученым, а не стареющим школьником, - говорит Шанин. - Это потому, что мы развиваем умение мыслить аналитически, а не просто запоминать. Учим управлять своими знаниями. Вообще-то я заметил, что еще здесь, у Шанина, учат жить. Продать душу - тоже выход - Мы опасались, что наши выпускники, имея такой авторитетный диплом, будут уезжать из России, - признался Шанин. - Но это не так. Да, есть некоторые, кто довольно успешно работает в других странах. Но большинство действует здесь. Они нужны здесь и мы их к этому готовим. Жизненные установки для этого ректор Шанин считает не менее важными, чем профессиональные. Профессия для него вообще категория переменная. - Своим студентам я сразу же говорю: разница между моим поколением и вашим в том, что в наше время человек осваивал в институте профессию, с которой оставался сорок лет, а если вы не поменяете профессию четыре раза за жизнь, я буду удивлен. А еще он убежден в тесной связи профессионального и нравственного. Запас знаний, и умение их использовать считает защитой от искушений. - Школа должна дать уверенность в том, что можно справиться с трудностями без того, чтобы продать душу дьяволу, - говорит он. - Потому что продать душу - это тоже один из способов справиться с трудностями. Так в каждом обществе, а в России современной особенно. Закрытый коридор -Но что же случилось? - спрашиваю я Теодора. - Ведь приезжали-то тогда вы в Москву не за этим. Чаяновские идеи, крестьянство, перспективы российского села вас занимали. Какие огромные уникальные исследования у нас провели! А теперь что же? Проблемы образования отвлекли? Шанин в разговорах, даже спорах почти не меняется в лице и чувств своих не выдает. В этом он вполне англичанин. Но тут я чувствую боль, которая проступает сквозь его логичные и лаконичные объяснения. То ли ученого, который поневоле расстается с объектом своего исследования, то ли человека, которому русский крестьянин стал близок. - Тут вот какая история, - говорит он. - Тогда для российского сельского общества возник широкий коридор, то есть возможность разных форм развития. Мне, как ученому, это было очень интересно. И интересно в этом участвовать. Но этот период прошел. Коридор закрылся, стал узким. Сельское хозяйство быстро идет в сторону поляризации, создания жесткой структуры, когда большинство земель переходит к небольшому количеству людей, которые контролируют производство, где сугубо рыночное сельское хозяйство становится нормой. И это уже необратимо. На определенный период. У меня нет сомнения, что это приведет к кризису сельского общества. Но это дело будущего. И тогда тем, кто принимает решения, придется принимать решения. Но сегодня сельская тематика для меня, как ученого, стала неинтересной Нет решения - это решение - Где же точка или решение, которые повернули село в узкий коридор? - спрашиваю я крестьноведа Шанина. - Точки нет, - объясняет он, - есть процесс. А решение... Очень часто в России решение принимается тем, что нет решений. Так и здесь. Не было, например, никакого решения в вопросах кредитов сельскому хозяйству, которые могут попасть не только в руки крупных хозяев. Не было решений о помощи в организации кооперативных структур, которые могли бы помочь фермерам выжить. Не было решений о создании системы обеспечения и обучения мелких хозяев, подобной английской экстеншен сервис. И много чего еще. Он пожимает плечами и пьет чай. Не говори "никогда" Но я не отстаю. И все-таки хочу услышать, неужели покончил навсегда Шанин с наукой, им же созданной, и неужели так беспросветно, на его взгляд, будущее русского крестьянина? Теодор отвечает почти притчей: - Давным-давно, когда я защитил докторскую, мой руководитель спросил, чем я намерен заниматься дальше? Я сказал, что не знаю, но могу точно сказать: чем никогда больше не буду. Это - сельской темой, которой я так много отдал. Он улыбнулся и заметил, что сделанная работа часто не отпускает тебя. Так и случилось. И для крестьянина нашего у него нашелся утешительный пример: - Вот что однажды было в Англии. Она осталась совсем без крестьянства и без сельского хозяйства, которое к первой мировой войне оказалось настолько неэффективно, что попросту умерло. Некоторое время боялись, что умрет и Англия - к счастью, она выжила. Но уж после этого английское правительство решило поддержать свое сельское хозяйство. Оно стало возрождаться и опять стало одним из самых эффективных в мире. Так что сельское хозяйство можно поднять даже из небытия, были бы условия. Странные ответы на забытые вопросы - Все забывал спросить: а китайский-то тогда, пятнадцать лет назад, вы выучили? - Нет. Нашелся очень хороший переводчик - китаец с отличным английским. Отпала необходимость. А ненужную работу я делать не люблю. Раз уж это выяснили, надо и другие вопросы задать, которые за пятнадцать лет знакомства как-то не удосужился. Что читает, как отдыхает, с кем дружит. Отвечал Шанин большей частью для меня неожиданно. Никак я не мог, например, представить, что у этого непрестанно колесящего по миру человека любимый уголок - Камчатка. А там - Налычевский парк, по которому он проходит как хозяин. -Там ведь моя фотография, между прочим, висит, - сообщает Шанин, - как одного из создателей парка, чем я сильно горжусь. Он завзятый театрал. В музыке больше всего любит слушать Прокофьева. А книга, любимая у него одна. Но какая! - Три романа я считаю одним произведением: "Игру в бисер" Гессе, "Сто лет одиночества" Маркеса и "Мастера и Маргариту" Булгакова. Такая вот странность: для меня они сливаются в одно целое. И, пожалуй, как-нибудь я мог бы убедительно объяснить: почему. Как уходят друзья - Среди моих друзей довольно много таких, которые живут, как я живу. - сказал Теодор. - И поэтому многие мои друзья погибли. Особенно близок ему был чилиец Орландо Летельер. Он возглавлял институт, с которым Шанин сотрудничал. Они одногодки и оказались удивительно схожи во вкусах, взглядах на жизнь. - Орландо был последним министром обороны республики Чили, - рассказывает о друге Теодор. - Его не убили во Дворце, потому что Альенде сказал: иди отоспись, ты уже неделю здесь, завтра придешь - за ночь ничего не случится. А ночью как раз случилось. К нему потом ворвались в дом - поломали ребра, бросили в лагерь. Но все-таки выпустили из Чили - ведь его знали все президенты, он был до этого министром иностранных дел. В эмиграции он стал центральной фигурой зарубежного фронта сопротивления. Последний раз они встречались в Лондоне. Орландо рассказал другу, что перевез своих двух сыновей из Италии в Восточную Германию. - Я удивился, - вспоминает Шанин, -зачем? Там ведь серо и скучно! Он сказал: это так, но в Италии недавно убили двоих наших, а там ребята будут в безопасности. Тогда я спросил: а как насчет тебя? Он засмеялся: кому-то и работать надо. Через неделю под его машиной в Вашингтоне взорвалась бомба. Что же из этого следует? Мы никогда прежде не говорили с Теодором о вере. Что вообще понятно - дело это глубоко личное, интимное. Но почему-то мне казалось, что Шанин должен быть религиозным человеком. И я ошибся. - Я - атеист, - сказал Теодор. - С двенадцати лет. До этого меня воспитывали в религиозном духе, особенно дед. Но однажды я решил, что религия несовместима с наукой. И сказал об этом маме. Она спросила: что же из этого следует? Я сказал, что больше не буду молиться. С тех пор так и живу. - Так - это как? - спрашиваю я. Две заповеди Шанин рассказал, что лет сорок назад он определил для себя фундаментальные принципы в отношении к миру. А недавно пересматривал их и понял, что ему нечего ни добавить, ни изменить. - Тогда я поставил себе вопрос: есть ли вещи, которые являются для меня абсолютными ценностями? Продумывая это, я начал с десяти заповедей. И пришел к тому, что, собственно говоря, ни одна из них не абсолютная ценность для меня. Они являются ценностями, но не абсолютными. Скажем, "не укради". Я был замешан в воровстве в детстве, когда в ссылке помогал ребятам сбывать краденый хлеб, чтобы прокормить семью. И мне не стыдно. Так что я держусь этой заповеди: мне доверяют, и не зря, огромные суммы. Я не отступаю и от других заповедей, но они не абсолютны для меня. Что же тогда? И так я нашел две абсолютные ценности, которые остаются для меня таковыми и по сей день. Одна из них, вторая: быть добрым другом друзьям. Дружба как абсолютная, а не переменная ценность. А первая... Ее точно описывают слова из книги про Маккавеев, которую я читал в детстве: "И ты не согнешь колен перед человеком и перед Богом, потому что рабами мы были в земле Египетской." Очень глубокие слова, если вдуматься. Их говорят люди, бесконечно преданные Богу, но получается: одно дело - абсолютная преданность, а другое - не согнуть колена. Это необыкновенно драматический взгляд на действительность. И я его принимаю. Для меня важно, что я в жизни не согнул колен перед человеком или Богом. И надеюсь таким уйти в мир иной. - А что, Теодор, - спрашиваю я, - когда вы, атеист, говорите "продавать душу дьяволу", "уйти в мир иной", это как - метафора? Шанин молчит, потом отвечает без всякой интонации: - Это - метафора.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир