- Прежде всего - вопрос не на объявленную тему. Катастрофическое землетрясение в Иране, десятки тысяч жертв. Метеорологи имеют хоть какую-то возможность предсказывать такие катастрофы?
- Нет, к сожалению. Это дело сейсмологов, но и они чаще всего бессильны.
- Какая погода сейчас в Иране? Каково тем, кто остался без крыши над головой?
- Тоже ничего утешительного не скажу. Ночью на Иранском нагорье - -4...-10, днем слабоотрицательные температуры. Улучшение наступит только во второй пятидневке января - дневные температуры вырастут до 10-13 градусов тепла.
- Роман Менделевич, вы не раз говорили, что с достаточной точностью метеорологи могут предсказать погоду на пять-шесть дней вперед. Это так?
- С достаточно высокой вероятностью. Но неопределенность все равно останется - есть предел предсказуемости.
- Тогда расскажите, пожалуйста, что ожидает нас в новогоднюю ночь и дни вокруг нее.
- Только я предупреждаю: расчеты Гидрометцентра предполагают несколько сценариев, зависящих от начальных данных. Итак, основной сценарий: в новогоднюю ночь температура в Москве и около нее будет колебаться от -4 до -9 градусов. Возможен небольшой снежок. Днем 1 января - около нуля.
- Многие москвичи новогоднюю ночь стараются провести где-нибудь поближе к лесу, а леса предпочитают погуще. Что за погода будет на северо-западе России?
- В этом регионе температурный фон ожидается таким же, как и в Москве. На востоке северо-запада ночные температуры опустятся до -15...-18.
- А может наука предложить способы воздействия на погоду хотя бы на сравнительно небольшой площадке?
- Увы. Есть простой расчет: чтобы лишь чуть-чуть изменить направление движения самого молодого, то есть совсем небольшого, циклона, нужна мощность, равная мощности взрыва не менее тысячи атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Махину зрелого антициклона вообще ничем не сдвинешь. Так что еще много лет нам придется мириться с такой погодой, какую нам дарят небеса.
- А вдруг вы ошибетесь с прогнозом? И не слегка, а резко? Такое бывает?
- Расскажу одну историю, которая случилась в достаточно далекие времена, когда в нашем арсенале еще не было ни электронной почты, ни даже факсов. Алексей Дмитриевич Чистяков - великий, по моему убеждению, прогнозист, - как обычно, позвонил в Гостелерадио и передал прогноз: "Завтра ожидается 2-4 градуса мороза". Назавтра же ударил сильнейший морозище - 24-25 градусов! Из Гостелерадио Алексею Дмитриевичу передали извинения за ошибку: "Стенографистка исказила цифры - написала 2-4 градуса, а нужно было 24. Она будет уволена". Чистяков разволновался: "Что вы! Никого не нужно наказывать. Это я ошибся с прогнозом". Я потом у него спросил: "А не стыдно было сознаваться в такой ошибке?" Он ответил: "Стыдно было бы, если бы я сделал не все, что должен. А так мне стыдно лишь за бессилие моей науки". К слову, за эти годы наша наука сделала гигантский шаг вперед - качество прогноза на третьи сутки сейчас такое же, как 20 лет назад на первые.
- Ну это мы легко проверим вместе с читателями "Известий". До завтра.