В большом Манеже в восьмой раз открылась вчера вечером ярмарка современного искусства "Арт-Манеж". Вернисажу на этот раз не предшествовали долгие пресс-конференции, где организаторы уверяли журналистов, что искусство существует для продажи, а не для вечности, а художественные критики упрекали организаторов в допуске откровенной халтуры и пошлости. Зато ярмарка наконец-то получилась.
Признаюсь, что, спеша написать эти строки, я пролетела по Манежу с максимальной для пешехода скоростью. Значит, первое впечатление могло меня обмануть. Но оно было очень хорошим!.. Хотя какой может быть обман, если глаз профессионального критика устроен так, что прежде всего в него лезет всякая гадость. По крайней мере так было на предыдущих "Манежах", а вот на нынешнем - нет.
Постараюсь разобраться в причинах. Во-первых, в нынешнем мероприятии - коммерческом, как подчеркнул директор Манежа Станислав Каракаш (галереи выкупают у организаторов экспозиционные площади), участвовало много хороших художников и галерей с репутацией. Например, галереи "Кино" и "Пан Дан" выставили классиков советского неофициального искусства Дмитрия Краснопевцева и Оскара Рабина. Уже уровень. Были и хорошие живописцы среднего поколения, такие как Владимир Брайнин, Илья Табенкин и Анна Бирнштейн. Были и художники новых направлений вроде Николая Полисского, соорудившего вместе с артелью деревенских жителей дивную колонну из березовых веток. Да что говорить о репутации мероприятия, если в нем участвовала Галерея З. Церетели с приятными мажорными эмалями понятно кого.
А для большего резонанса ярмарки в СМИ сегодня галерея Аллы Булянской будет презентовать выставку "50 женщин Андрея Макаревича". "Возможно, многие удивятся, но если говорить о профессии, данной мне, то в первую очередь я считаю себя художником", - цитирует пресс-релиз водителя "Машины времени". Макаревич участвует в "Арт-Манеже" не впервые, но этот раз - особенный, юбилейный, приурочена выставка к 50-летию.
Кроме живописи хороших известных художников и графики популярного музыканта, на ярмарке показано много работ очень достойного профессионального уровня, причем не только из Москвы, но и из разного зарубежья. К тому же есть и открытие - представленный питерским Манежем художник Петр Белый. Он показал отличного стиля гравюры на фанере и четыре башни, собранные из двух тысяч майонезных банок, наполненных цветной жидкостью. И тут дело не в том, что эти жидкости символизируют кровь, воду, слезы и нефть, а вся инсталляция посвящена четырем диктаторам XX века, а в том, что у художника Белого все в порядке и с чувством цвета, и с чувством формы, и с чувством стиля, и с личной оригинальностью, и с умением работать с банальной тарой, как с художественным материалом.
Возможно, для тех, кто зорко следит за ситуацией в отечественном современном искусстве, "Арт-Манеж" - одно из мероприятий, где не показано ничего нового, выдающегося и прогрессивного, где нет самых главных имен отечественного современного искусства и представляющих их галерей. Но для непрофессиональных зрителей ярмарка окажется привлекательной выставкой, где есть много разного искусства, где интересно и радостно. Ведь визуальные искусства - это один из замечательных способов восприятия мира. А что до коммерции, то вряд ли манежные цены доступны рядовому зрителю.