В среду Генпрокуратура России направила в Мосгорсуд дело об убийстве депутата Госдумы Сергея Юшенкова. На скамью подсудимых сядут шестеро обвиняемых. Бывшего лидера партии "Либеральная Россия" Михаила Коданева следствие считает заказчиком преступления, Александра Кулачинского - киллером, а Александра Винника, Игоря Киселева, Антона Дрозда и Владислава Палькова - посредниками и пособниками. Судить их будут присяжные - такова воля обвиняемых. Семья Юшенковых не возражает. "Мой отец выступал за суд присяжных в России, поэтому я за то, чтобы именно присяжные выносили приговор по делу о его убийстве", - сказал вчера "Известиям" сын Сергея Юшенкова Алексей.
Сергея Юшенкова, депутата Госдумы и сопредседателя партии "Либеральная Россия", застрелили 17 апреля этого года у его дома на улице Свободы в Москве. Киллер дождался, когда политик выйдет из служебного автомобиля, и выпустил в него четыре пули из пистолета ИЖ. Брошенное орудие убийства и помогло раскрыть преступление: преступник оставил на пакете, в который был завернут пистолет, отпечатки пальцев. Оперативники пробили эти "пальчики" по картотеке и обнаружили, что они принадлежат 31-летнему Александру Кулачинскому, осужденному несколько лет назад за торговлю наркотиками. На волю он вышел в январе этого года, то есть за четыре месяца до убийства.
Александр Кулачинский и его пособник - 34-летний Игорь Киселев, который поджидал киллера в машине, были задержаны 20 июня в Сыктывкаре. МВД тут же публично заявило, что задержанные - непосредственные исполнители убийства депутата Юшенкова. О том, кто же выступил в роли заказчика, к этому времени говорили вслух многие. Особенно коллеги Юшенкова по партии. Все чаще звучала фамилия Михаила Коданева. Виктор Похмелкин в интервью "Известиям" тогда пояснял свои предположения:
- Когда мы официально зарегистрировали "Либеральную Россию" в Минюсте, в гроб отколовшейся проберезовской группировки был вбит последний гвоздь. Тем самым мы обрезали Коданеву и его группировке финансирование - Березовскому не нужна нелегитимная партия. Личность Юшенкова цементировала нашу организацию, а его гибель внесла некоторое смятение в наши ряды. Это давало шанс Коданеву убедить Березовского продолжить финансирование с целью возможного в будущем признания легитимности. Я предполагаю, что убийство Юшенкова мог организовать Коданев. Ему как раз было необходимо дополнительное финансирование для участия в избирательной кампании у себя на родине.
Версия следствия сводилась к тому же. Коданев был задержан 26 июня в городе Кудымкаре Коми-Пермяцкого АО. А вместе с ним и его внештатный помощник Александр Винник.
Сам Михаил Коданев предчувствовал арест. За несколько часов до задержания в телефонном разговоре с корреспондентом "Известий" он сказал буквально следующее:
- Я не исключаю, что уже в ближайшее время за мной могут прийти. Для российских спецслужб не составит труда выявить "связь" между мной и задержанными подозреваемыми...
9 июля были задержаны еще двое подозреваемых в причастности к убийству Юшенкова - жители Коми Владислав Пальков и Антон Дрозд. По версии следствия, они также помогали исполнителю преступления.
Сам Михаил Коданев с самого начала не признавал себя виновным и отказывался давать показания. Вместо него говорил в основном Александр Кулачинский. Следствие имело неопровержимые доказательства того, что именно он нажимал на курок. Поэтому, чтобы смягчить наказание, киллер решил посотрудничать со следствием.
Адвокат семьи Юшенковых Юрий Шмидт заверил вчера "Известия", что ни он, ни родственники убитого не ставят себе задачу добиваться любой ценой того, чтобы эти шесть человек были осуждены.
- Наша цель - найти и наказать истинных убийц Сергея Юшенкова, - говорит господин Шмидт. - Но, ознакомившись с материалами дела, я пришел к выводу, что следствие собрало действительно необходимое количество доказательств для передачи дела в суд. Насколько убедят эти доказательства суд присяжных - я не вправе даже предполагать.
У защиты Коданева - адвоката Генри Резника на этот счет противоположное мнение.
- Естественно, я не согласен с выводами следствия, - говорит Резник. - Коданев не признает себя виновным, и защита будет отстаивать его позицию. Вопросы доказанности-недоказанности его вины должен решить суд присяжных.
Сын Юшенкова Алексей вчера признался "Известиям", что принципиально не знакомился с материалами следствия. "Этим занимались мои адвокаты. Я не хочу быть "накрученным" перед судом", - сказал он.