Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Мещанское счастье

"Гармония и контрапункт". Россия - Германия. XIX век" - открыв "Декабрьские вечера" такой выставкой, Пушкинский музей поступил тактически мудро. Параллельная демонстрация произведений немецкой и русской живописи фактически закрывает год России в Германии (2003) и открывает год Германии в России (2004). Так камерный музейный фестиваль вписался в большую межгосударственную культурную программу, где искусство двух стран вступало в диалог уже на нескольких выставках. Такое удачное подключение к госмероприятию помогло Пушкинскому привезти на свою выставку побольше картин из немецких музеев
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
За двадцать три года существования "Декабрьских вечеров" выставки этого музыкально-художественного фестиваля бывали разными - и совершенно замечательными, и проходными. Все зависело от того, сколько шедевров удастся привести из зарубежных музеев. Ведь как ни богаты фонды Пушкинского, самые яркие его вещи - в постоянной экспозиции и всем известны. И часто директору музея Ирине Антоновой удавалось добыть для любимых ею "Вечеров" пару-тройку истинных, московской публикой невиданных шедевров. Поэтому от Пушкинского привычно ждать новогоднего подарка. В этом году он скорее музыкальный, чем живописный. Выбранный исторический период - XIX век - счастливым был для русской и немецкой музыки, но никак не живописи. Композиторов немецкая и русская земля рождала тогда великих, а на художниках - отдыхала. Русскую и немецкую живопись позапрошлого века ценят и любят больше на родине, чем в мире. Что, конечно, не такая уж и беда - отсутствие популярных имен (а в случае со старой живописью популярные - значит великие), конечно, лишает музей длиннющей очереди у входа, но зато не мешает собирать "своего" зрителя, настоящего ценителя живописи. На рекламных полотнищах при входе в музей изображены две картины - "Девушка за шитьем" Ханса и "Швея" Маковского. И это очень правильная иллюстрация концепции выставки - вот так одинаково, с теплотой и нежностью, почти в одно и то же время (в 1861 и 1868 годах) немецкий и русский художники воспевали вечную житейскую ценность - нежных девушек за домашним рукоделием. Десять отличий между этими картинами найти легко, но искать не нужно. Европейская культура и культурная мода полтора века назад была не менее едина, чем в наши глобалистские времена. Прямых сопоставлений на выставке много - два портрета белокурых мальчиков (Иоганна Эдуарда Иле и Василия Тропинина), два сладких семейных портрета (того же Иле и Сергея Зорянко), два городских пейзажа, два изображения мастерской художника и так далее. Живопись бидермайера, воспевающая немецкое бюргерство, была созвучна русской живописи, тоже в определенный период ищущей идеала в приватной жизни. В общем, при развитии капитализма, в эпоху расцвета буржуазии и торжества ее ценностей, развивалось буржуазное искусство, которое эта самая буржуазия и заказывала. Лучшее - враг хорошего. Ограничилась бы выставка в Пушкинском только мещанской живописью, так и попала бы в актуальные экспозиции, прямо в потребность дня. Ведь именно сегодня ценности маленького человека в нашей стране как никогда в силе. От предвыборных политических программ до рекламных телероликов - все рассчитано на массового потребителя, честного обывателя с его установкой на семью, личный покой и естественное желание хорошо жить. Так, как сегодня стремятся угодить простому человеку - избирателю, покупателю и телезрителю, ему не угождали никогда. А началось все тогда, в железном девятнадцатом веке. И живопись того времени очень даже должна нравиться сегодняшнему рядовому зрителю - пухлые девушки, розовощекие мальчики, портреты многодетных счастливых семей с их аккуратно причесанными детьми и упитанным отцом. Причем писали их тогда так гладко и сладостно, что никакому нашему современнику Шилову и не снилось. Так что из выставки в Пушкинском можно было бы сделать настоящий экспозиционный хит и собрать под знамена пусть не великой, но вечно популярной мелкобуржуазной живописи тысячи ее реальных и потенциальных поклонников. Но Пушкинский музей - не телевидение, здесь за рейтингами не гонятся и публике специально не потрафляют, зато чтят правду истории искусств. Поэтому на выставке показали живопись всего XIX века - и параллельный бидермайеру романтизм, и последовавшие за ним реализм, символизм и импрессионизм. Здесь есть и картины Левитана, Серова, Васнецова, Коровина из главных отечественных музеев, и живопись их почти не известных у нас немецких коллег, чьи произведения предоставил десяток германских музеев. От тематического расширения выставка, с одной стороны, явно выиграла - за счет замечательных картин, с другой - стала более академичной. Что, может быть, и не недостаток - когда все отчаянно борются за любовь масс, хорошо позволить себе некоторую независимость от них.
Комментарии
Прямой эфир