Екатерина ВИНОКУРЦЕВА, "Компания":
2. "Намедни". Все остальное запомнилось почему-то парами: начавшийся "Голод" на ТНТ и "Намедни" и сюжет про голодомор на Украине в 1933 году; "Школа злословия" на "Культуре" с Татьяной Успенской и, по-моему, на редкость удачная пародия О.С.П.-студии (СТС) на беседу Дуни Смирновой и Татьяны Толстой с Анатолием Чубайсом.
3. Начало предвыборных теледебатов. Я бы отметила отличный дебют Мацкявичюса в роли ведущего этого ток-шоу на "России". В то же время ведущий "Свободы слова" Савик Шустер, как мне кажется, с обязанностями модератора дискуссии не справляется. Лучшей иллюстрацией служит поведение Жириновского в эфире на НТВ.
Анна КАЧКАЕВА, радио "Свобода":
2. Тема "Сталин и кино" - почти затасканная, многие ее документальные перепевы, как писал Дзига Вертов, "не фильм, а скоросшиватель". Новый фильм о кремлевском цензоре на Российском телевидении - добротная, вдумчивая работа ("Как Сталин снимал кино", "Россия"). "Бедная Настя" (СТС) - сериал, поставленный на фабричный поток. "Неделя" с Марианной Максимовской" (REN ТВ) - уже ждут, уже цитируют: программа встала на ноги. "Плоды просвещения" ("Культура").
3. Освещение "революции роз" в Грузии всеми каналами: когда хотим, тогда умеем. Предвыборные дебаты - лучше такие, чем никаких. "Свобода слова" на НТВ вернула свободу прямого эфира за деньги и репутацию, когда решила вернуть деньги и дисквалифицировать хама из ЛДПР. В программе "Выборы-2003" на канале "Россия" особенно хорош наливающийся красным пол, работающий секундомером. На "России" и НТВ понимают, что, даже когда кампании нет, все равно "голосуют за спектакль, а не за рутину". (Недостойные купюры в программе "Намедни" скорее напоминают цензурную глупость.)
4. Отраженное телевидение. Присягнувшие престолу олигархи, превратившиеся в "молчальников" (далее - по Галичу). Зампрокурора, говорящий на языке "вертухая". Национальный герой - футболист, матерящийся на весь мир. Распоясавшийся субъект из ЛДПР. Страшноватенькая в ноябре получилась страна.
Анна КОВАЛЕВА, "Известия":
1. Эрнест Мацкявичюс: остроумный, умный, сдержанный, прекрасно разбирающийся в предмете и знающий цену каждому из тех, кто приходит на теледебаты, он превратил эту унылую трату эфирного времени в прекрасную, невероятно увлекательную программу, просмотр которой так же затягивает, как какой-нибудь хороший детектив.
2. "Линии судьбы" Месхиева на "России" - вполне достойный сериал, особенно после провального "Всегда говори "всегда" (на том же канале).
3. Изгнание Жириновского.
4. Поведение Жириновского. Причем не только в эфире НТВ: на всех прочих каналах он еще не дрался, но во всем остальном манера ведения дискуссии мало чем отличалась от того, что Жириновский продемонстрировал в эфире "Свободы слова". Двойной показ в два вечерних прайма бездарного детективного сериала "Золотая пуля" на НТВ. Повторение, конечно, мать учения, но не всякий предмет того достоин.
Евгений КУЗИН, "Газета":
1. Владимир Познер, отказавшийся вести дебаты на "Первом" в записи.
2. С удовольствием смотрю на "Первом" на спортивных мужиков в шоу "Трюкачи". Из многообразия фильмов про убийство Кеннеди (сорокалетие трагедии отметили почти все каналы) с самым большим интересом посмотрел работу Евгения Киселева "Рыцарь Овального кабинета" на НТВ. Еще хочется отметить два эксперимента (называю по мере выхода на экран), которыми телеканалы балуют все реже. Во-первых, технологичную и при этом душевную "Бедную Настю", стабильно занявшую вечера зрителя СТС. Во-вторых, дерзкий и циничный по замыслу "Голод", авторы которого рискнули придумать собственный формат, пусть и с элементами заморских телешоу.
3-4. Обязательные ежедневные теледебаты на госканалах убивают интерес зрителей не только к политике и политикам, но еще и к телевизору вообще. Приятным контрастом и исключением из правила выглядит "Свобода слова".
Юлия ЛАРИНА, "Огонек":
1-4. Теледебаты. Но проходили дебаты все-таки по законам реального шоу "Последний герой". Причем, судя по тому, что кандидаты позволяли себе произносить в эфире нашего пропрезидентского, проправительственного и пропагандистского телевидения, это - "Последний герой. Конец игры".
Александр МЕЛЬМАН, "МК":
1. Главной персоной стал депутат Жириновский. Он шалит, хамит, ругается и дерется, а телевидению только это и нужно. Поэтому таких, как Жирик и Доренко, на ТВ будут приглашать всегда.
2. Лучшие программы идут не на главных каналах. Самая задорная из утренних - "Будь готов!" на М1. Остальные большие компании все пыжатся, экспериментируют. Самая классная из ночных - "Открытый проект" (ТВЦ). Какие еще там "Ночные музы", какие Гордон и Дибров?! На НТВ же лучшими являются обе кулинарные программы (браво, Дмитрий Назаров и Юлия Высоцкая!). "Страна и мир" среди информвыпусков живее всех живых. Как они соединили Горбатого и путинский "цугундер", тут же показав отрывок из "Места встречи"! Да и крутящийся на стуле в студии Слава Полунин тоже дорогого стоит.
4. Дебаты, которые без выходок Жирика никто бы и не смотрел.
Александр НАХАЛОВ, агентство "Телескоп":
1. Николай Сенкевич: и сюжеты про книгу Трегубовой с эфира снимает, и Жириновского от эфира НТВ отлучает... Словом, вовсю руководит каналом.
2-3. Телевизионный ноябрь оставил тягостное впечатление. Заметных телепремьер не было, зато в изобилии - кислые предвыборные разборки, иногда, правда, заканчивающиеся мордобоем в прямом эфире. Традиционно удачными были "Дачники" Маши Шаховой об Одессе. Интересен "Последний герой. Конец игры" с блистательным Николаем Николаевичем Дроздовым. Заслуживают внимания беседы Екатерины Герасичевой с гостем в студии на "Третьем канале" и добротный тележурнальный продукт "Истории в деталях" (СТС) - как действенное средство отдыха от политики. Ну и, конечно, удался футбол - матчи сборных России и Уэльса, московского "Локомотива" и киевского "Динамо".
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, "Известия":
1. Компания "НТВ" и программа "Свобода слова", самостоятельно отлучившие от теледебатов в прямом эфире хулигана и дебошира Ж., устроившего скандал в кадре и драку за кадром.
3. Предвыборные теледебаты. Самые скучные и монотонные - на "Первом" и ТВЦ. На канале "Россия" дебаты поживее, хотя сведенные волею жребия "тяжеловесы" и "карлики" часто уничтожают сам повод для дискуссии. Спасает положение Эрнест Мацкявичюс: доброжелательный, корректный, живой. Ближе всех к жанру классических теледебатов "Свобода слова" на НТВ.
4. Запуск на канале ТНТ реалити-шоу "Голод". Навязчивый пиар "Единой России" чуть ли не во всех программах "Первого". Апофеоз - признание лидеров партии власти Бориса Грызлова и Сергея Шойгу во "Временах", что благодаря "ЕР" наши выиграли футбольный матч в Уэльсе. Непохоже, что остро реагирующий на актуальные политические события Владимир Познер (к тому же не замеченный в особых спортивных пристрастиях) самостоятельно выбрал футбольную тему для обсуждения в своей воскресной итоговой программе. Тем более в тот момент, когда в Грузии буквально на глазах происходила смена власти.
Надежда ПРУСЕНКОВА, "Новая газета":
2. Главным и единственным событием ноября можно назвать лишь начало предвыборной кампании и теледебатов на экране. В массе своей скучно, банально и предсказуемо, да еще и не всегда в прямом эфире. И платные дебаты смотреть гораздо интереснее бесплатных, а прямоэфирные - интереснее записанных. На общем фоне выигрышно смотрится "Свобода слова" на НТВ. И жаль, что суперполиткорректный канал "Россия" так и не дал в эфир показательную схватку Жириновского и Савельева. Вот было бы шоу.
4. Снятие с эфира сюжета о книге Елены Трегубовой в программе Леонида Парфенова "Намедни".
Наталия РОСТОВА, "Газета":
2. "К барьеру" Владимира Соловьева, который, на мой взгляд, стал очень удачным приобретением для "третьего" НТВ, и "Свобода слова", которая сейчас действительно ограничивается только временем (в теледебатах - как никогда) и Савиком Шустером.
3. Абсолютно вялая, неинтересная предвыборная кампания приводит к тому, что в центре внимания оказывается НТВ. Второе абсолютно яркое и неожиданное событие, которое тоже связано с НТВ, - решение его руководства об отстранении Жириновского от дебатов.
4. Запрет сюжета о книге Елены Трегубовой в программе "Намедни", который благодаря пристальному вниманию "Коммерсанта" вылился в публичный скандал.
Слава ТАРОЩИНА, "Московские новости":
1. Яна Чурикова, ведущая программы "Фабрика звезд" на "Первом канале". "Фабрика" - идеальное воплощение всего управляемого и механистичного. Оставаться личностью в условиях очередного "фабричного" периода отечественной истории с его торжеством массы над индивидуумом весьма сложно. Чуриковой это удается.
2. Праздничный концерт ко Дню милиции на "России". Уникальный отечественный формат, в котором сходятся шифры и коды нашего коллективного бессознательного.
3. Главное событие - отсутствие телевизионных событий в горячую предвыборную страду.
4. Сужение информационного поля, свидетельство чему - освещение "бархатной" грузинской революции. Пока CNN транслировало переход власти от президента к оппозиции в прямом эфире, мы захлебывались "Аншлагами". На спецвыпуски (увы, вялые и невыразительные) отважилось только НТВ.
Сергей ФОМИН, "Телефорум":
1. Джон Фицджералд Кеннеди, сорокалетию убийства которого в Далласе было посвящено немало фильмов, программ и сюжетов в новостях. "Человек и закон", посвященный другому убийству - Галины Старовойтовой, и анонс его был "врезан" прямо в программу об американском президенте. Вероятно, без комментариев.
2. "Очевидное - невероятное" (ТВЦ) с участием поэта Константина Кедрова. Заметное явление среди общей монотонности. "Гении и злодеи" ("Первый") с трагической историей Рудольфа Дизеля, на двигателях которого сейчас передвигается половина человечества.
3. Перевыполнение плана по другим историческим программам ко Дню примирения и согласия. Фильм "Николай и плаха" ("Первый") - тоже об убийстве первого лица страны - явно стоит в паре с фильмом "Рок" (ТВЦ) о судьбах Ленина и Керенского.
4. "Последний герой" с замечательной закадровой фразой, точно раскрывающей то худшее, что есть на нашем ТВ: "Обычным людям приходится выживать рядом со звездами эстрады и телевидения".
Лариса ХАВКИНА, "Комсомольская правда":
1. Жириновский, не жалеющий кулаков на теледебатах. Очень оживляет тоскливый предвыборный эфир.
2. "Последний герой". Под "конец игры" "Первый канал" осенило заслать на острова Николая Николаевича Дроздова. Смотрю, умиляюсь, практически плачу.
3-4. И снова Сенкевич всех удивил, сняв из "Намедни" сюжет про книжку Трегубовой. Ну ладно бы не было книжки, ходила бы она в ксерокопиях, тогда еще можно понять опасливость энтэвэшного гендиректора. Так ведь вышла и продается. Еще смешнее, что теперь Трегубову прочитали все, даже те, кто и читать не собирался. По идее авторша "Записок кремлевского диггера" должна быть благодарна Сенкевичу, как Сорокин - "Идущим вместе". Хотя произведеньице так себе.