На канале ТНТ трудятся большие затейники. Именно здесь рождались самые экзотические проекты в жанре реалити-шоу. Сначала добровольцев - городских бездельников поселили в умирающей деревушке, "за плетнем". Им вменялось в обязанность не только самим выживать в условиях деревенской разрухи и нищеты, но и помогать местным старушкам - кому крышу подлатать, кому дров нарубить. Но городские оказались способны только на безделье, вымогательство самогона у местного населения и бесконечную матерщину, превратившую звуковой ряд реалити-шоу в сплошной "бип", призванный заглушить нецензурщину в эфире.
Кончилось все тем, что несчастные деревенские старики и старухи вынуждены были подкармливать дармоедов и учить их хоть что-то делать своими руками. Боролись "заплетеньщики" за что-то привлекательно-материальное - вроде халявной турпоездки за границу. Ну и еще за возможность получить сомнительную, но славу: все же по нескольку раз в день их показывали по телевизору. В обычной жизни они если и могли когда-нибудь попасть в эфир, то лишь в программу типа "Дежурная часть", в рубрику "Совершил ДТП, не справившись по пьяной лавочке с управлением автомобилем".
Вслед за шоу "За плетнем" на ТНТ запустили реалити-шоу "Клетка". Пятеро участников так же добровольно сели за решетку, согласившись на роль зверей, потешающих публику. Для усиления эффекта клетку поставили во дворе Московского цирка, обозвав сие увеселительное место "гомопарком". На кону стоял автомобиль, и вот за него-то пятеро взрослых человеческих особей на осеннем холоде потешали толпу, иногда просовывающую сидельцам сквозь прутья клетки съестное и бутылки со спиртным.
И вот вам новое развлечение. С 7 ноября на канале ТНТ идет реалити-шоу "Голод". Остается только гадать,
чем руководствовались организаторы "Голода", стартуя именно 7 ноября. Может быть, они тем самым решили вступить в скрытую полемику с коммунистами, когда-то обещавшими миллионам обездоленных, что, мол, кто был ничем, тот станет всем. Здесь же задача прямо противоположная. Кто и был кем-то в дотелевизионной жизни, тот должен стать никем - превратиться в попрошайку, в жалкое, никчемное существо, которому, даст Бог, кто-нибудь из сострадания подаст копеечку. И лишь одному счастливчику, дошедшему до финала, выпадет счастливая участь пожизненно получать пенсию - по 1000 долларов в месяц. Неслабый приз? То-то же.
И вот ради этих вожделенных "зеленых" 12 молодых людей от 20 до 28 лет, поделенных по половому признаку ровно поровну, отправляются с завязанными глазами в неведомую для них страну, где у них будет комфортабельное жилье, нашпигованное телекамерами и микрофонами, но не будет денег и еды. Деньги и еду они должны добывать самостоятельно, выходя по очереди на улицу и используя для этого все возможные способы, кроме криминальных. А потом зрители станут голосовать за тех, кому продолжать борьбу за пожизненное денежное содержание, а кому отправляться восвояси, получив немножко телевизионной славы, но навсегда отказавшись от заветной мечты жить на халяву.
Отвратительное, доложу вам, зрелище: 12 здоровых молодых людей, мающихся от безделья в замкнутом пространстве специально оборудованного дома. Все разговоры - о еде, "бабках" и сексе. Чем-то отдаленно напоминающим секс (возня под одеялом, совместное купание в "джакузи") они время от времени занимаются, но даже это не оживляет сонную атмосферу общежития, вызывая в памяти анекдоты про опостылевших друг другу супругов: "Дорогой, то, что мы всю жизнь принимали за высшую стадию удовольствия, на самом деле оказалось бронхиальной астмой".
Но еще более мерзким зрелище становится тогда, когда эти молодые бездельники-эротоманы выходят в город на охоту. По ходу действия выяснилось, что их завезли в Берлин, и теперь они канючат, прося денег или еды у немцев, причитая на плохом английском (немецкого не знает никто): "Мы из России, мы три дня не ели". Законные в этих обстоятельствах домогательства отдельных местных жителей вызывают у бедных, но гордых россиянок справедливый гнев, выражаемый, как и большинство других чувств, посконным русским матом (несчастные звуковики, видать, замучились заглушать "великий и могучий" традиционным "бипом"). Попытка одной из девушек выклянчить у продавца фруктов яблочко, натолкнувшаяся на недвусмысленное предложение, прямо-таки взорвала русскую попрошайку: "Пошел на... Гад какой! Предложил 20 евро за "потрахаться!"
Встречаются (правда, редко) и те, у кого плачевное положение молодых россиян вызывает сочувствие: так, жительница многоквартирного дома на окраине Берлина, который уныло обходили двое здоровых молодых мужиков - участников шоу, подала им 10 евро, а какой-то турок, прогуливающий собаку, дал девушкам-участницам 2 евро на шаурму в турецкой забегаловке, удивленно причитая: "Оh, you are from Russia".
И вот тут, признаюсь, во мне, сидящей у телевизора, взыгрывает самый настоящий патриотический протест. Нет, не тот, что из разряда "у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока". А тот, который еще в 1826 году описал Пушкин в письме к Вяземскому: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство".
Отдельный вопрос: отчего организаторов шоу "Голод" занесло именно в Германию? Может быть, в расчете на то, что обремененные чувством исторической вины немцы окажутся щедрее других европейцев по отношению к нищенствующим правнукам победителей, однажды уже бравших Берлин? Сущая стыдоба!
И добро б еще действительно обездоленные и по-настоящему голодные люди, прикрываясь "Рашшей", просили милостыню! Так нет же, просто молодые бездельники, бесящиеся с жиру и сходящие с ума от собственной никчемности, развлекаются, играют в голодных и холодных, а потом, погрузившись в микроавтобус, отбывают до хаты, поливая на все лады зажравшихся бюргеров и вообще бесчеловечную "немчуру", у которой "за так" снега зимой не допросишься! Так новые русские, утомленные достатком и отсутствием сильных впечатлений, переодеваются в бомжей и просят милостыню на вокзалах - побеждает тот, кто сыграет роль лишенца убедительнее и кому больше подадут. Победу отмечают в дорогом ресторане - из обильного призового фонда, в который, не скупясь, вносят свой вклад любители особых приключений.
А кстати, и не такие уж они зверски голодные, эти двенадцать молодых особей, поселившихся в Берлине. По условиям проекта их кормят на завтрак жидкой калорийной пищей, дают витаминные добавки, подкидывают шоколадки и сухарики за выполнение тех или иных заданий, а остальное - может, не самое вкусное, но вполне съедобное - они докупают в дешевых супермаркетах на вырученные там-сям евро.
Об условиях содержания участников реалити-шоу "Голод" вынуждены были сообщить берлинским журналистам на пресс-конференции генеральный директор канала ТНТ Роман Петренко и продюсер Дмитрий Троицкий, после того как в Берлине журналисты подняли натуральную волну протеста. Они не только вычислили, где живут русские "голодающие", но и сфотографировали их во время рейда по сбору милостыни у Бранденбургских ворот. Жители Берлина, полиция, политики шокированы бесчеловечностью проекта и встревожены вероятностью криминальных действий со стороны участников шоу. Российские организаторы телешоу заверили немецкую общественность и власти Берлина, что никакого криминала не будет. Участники выходят в город по двое в сопровождении съемочных групп - следовательно, все под контролем.
И вот уже некоторые берлинцы, услыша просьбу: "Дайте нам немного денег, мы русские студенты, у нас украли деньги" - оглядываются по сторонам в поисках оператора с телекамерой и, восклицая "Оh, Russian TV!", подают уличным попрошайкам пару-тройку евро. Удовлетворенный комментарий ведущего: "И это хлеб. Не удалось разжалобить местных - ну хоть удалось использовать свое особое положение".
А ведущим выступает не кто иной, как Василий Уткин, один из наиболее вменяемых и интеллигентных ведущих нашего телевидения. Как его сюда занесло, за каким чертом - не понимаю. Но и он, подавая пример своим подопечным, нет-нет да поставит перед собой ведерко и споет песенку в берлинском метро, убеждая, что в считанные минуты собственным трудом в чужой стране можно заработать на хлеб наш насущный. "Месье. Же не манж па сис жур".