Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Белый дом отменил девять поездок Байдена после его выхода из гонки
Мир
Россия и Иран подготовили договор о стратегическом партнерстве
Политика
Путин включил в состав Госсовета врио губернаторов девяти регионов
Мир
Bloomberg сообщило о снабжении ВСУ словацкими снарядами
Происшествия
На Алтае турист из Красноярска сорвался в ущелье с высоты 3 тыс. м
Общество
Третий самолет-амфибия прибудет в Якутию для тушения лесных пожаров
Политика
ГД освободила от должностей глав двух комитетов и вице-спикера Неверова
Авто
Haval анонсировала новый кроссовер F7 в России
Мир
СГБ Грузии предотвратила покушение на основателя правящей партии
Пресс-релизы
В Гонконге пройдет выездная сессия ВЭФ-2024
Армия
Расчет «Искандер-М» уничтожил около 50 иностранных инструкторов в Харьковской области
Культура
Песков назвал песни исполнителя SHAMAN отражением настроя общества в России
Происшествия
В Мариуполе задержали планировавших поджечь мечеть в Белгороде местных жителей
Мир
Историк Тодд заявил об осознании Пентагоном поражения Украины
Мир
Захарова заявила о превращении Киевом транзита энергоресурсов в «кнопку манипуляции»
Мир
Министр обороны Великобритании сообщил о серьезных проблемах в армии
Происшествия
Пострадавшая во время взрыва в Апшеронске женщина скончалась
Общество
В Екатеринбурге на месяц закрыли службу доставки роллов из-за кишечной палочки

Жизнь после "ЮКОСа"

"Забыть "ЮКОС" становится едва ли не главным лозунгом дня и ключевым заклинанием в адрес потенциальных западных инвесторов. С этим лозунгом согласны и большинство российских магнатов. Главная задача российских властей - попытаться показать, что дело "ЮКОСа" - частное, что атака идет не против компании, а против Ходорковского и его ближайшего окружения. Между тем международный резонанс дела "ЮКОСа" уже значительно превзошел первоначальные расчеты. Реакция международной общественности не столько на заявленную цель кампании Кремля, сколько на методы борьбы может оставить Россию в стороне от основных инвестиционных потоков в момент их перераспределения...
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
"Забыть "ЮКОС" становится едва ли не главным лозунгом дня и ключевым заклинанием в адрес потенциальных западных инвесторов. С этим лозунгом, как показал недавний съезд российских промышленников и предпринимателей, согласны и большинство российских магнатов. Главная задача российских властей - попытаться показать, что дело "ЮКОСа" - частное, что атака идет не против компании, а против Ходорковского и его ближайшего окружения. Что власть не против крупного бизнеса и не против иностранного капитала в особенности. Последний мотив особенно понятен: без иностранных инвестиций российскую экономику ждет коллапс. Между тем международный резонанс дела "ЮКОСа" сегодня уже значительно превзошел первоначальные расчеты, если таковые на сей счет имелись. Реакция международной общественности не столько на заявленную цель кампании Кремля (одоление так называемого олигархического капитализма), сколько на методы борьбы (чаще всего говорят о "избирательном применении закона") может оставить Россию в стороне от основных инвестиционных потоков в момент их перераспределения. Политическая прозрачность по стандартам GAAP Сегодня владельцы "ЮКОСа" один за другим выбиваются с руководящих постов не только в бизнесе, но и в структурах, напрямую с ним не связанных. Убрали даже Леонида Невзлина с поста ректора Российского гуманитарного государственного университета. Акционеры "ЮКОСа" стараются обезопасить свои интересы. На все ответственные посты назначены иностранцы. Как ни парадоксально, но такой персональный состав топ-менеджмента "ЮКОСа" все более устраивает тех, кто организовал на него атаку. Ведь теперь компанией реально руководят люди, которые не устают повторять, что не будут "лезть в политику", зато жестко будут следовать всем российским законам. Это клятва уже не только в финансовой прозрачности (по стандартам GAAP, чем по праву гордился бывший глава компании Ходорковский), но и "прозрачности" политической. Не только власть, но и владельцы компании дистанцируются от "ЮКОСа" в совершенно одинаковых целях - дабы не помешать процессу привлечения западных инвестиций в Россию вообще и в "ЮКОС" в частности. В конце прошлой недели владелец 44,1% акций "ЮКОСа" группа "МЕНАТЕП" объявила, что на время, пока глава группы Платон Лебедев, содержащийся под стражей, не сможет выполнять свои обязанности, его заменит адвокат Стивен Кертис. Еще ранее пост председателя правления, который занимал Ходорковский, достался бывшему президенту ТНК, гражданину США Семену Кукесу, обеспечившему в свое время плавное завершение сделки ТНК-British Petroleum. Еще ранее оперативное управление компанией взял на себя американец - первый вице-президент "ЮКОСа" Стивен Тиди. Хотя Стивен Кертис, заменяющий Лебедева, наделен полномочиями подписи финансовых документов в интересах акционеров "МЕНАТЕПа", право управления пакетом "ЮКОСа" ему, похоже, не досталось. По сведениям "Известий", пакетом оперирует бывший сотрудник компании и ее акционер Юрий Голубев. Он же и может иметь слово в возможной продаже акций, если Генпрокуратура освободит бумаги из-под ареста. Тихо продаться Тем временем окончательное становление "ЮкосСибнефти", на которую, по сведениям российского правительства, претендует либо американская ExxonMobil, либо американская же ShevronTexaco, пока идет успешно. На внеочередном собрании акционеров 28 ноября владельцы "ЮКОСа" должны одобрить последние технические детали для создания новой компании, об образовании которой они объявили 3 октября. Структура менеджмента "ЮкосСибнефти" останется такой же, как сейчас. Правление будет возглавлять Семен Кукес, совет директоров - президент "Сибнефти" Евгений Швидлер. Семен Кукес уже обрисовал бизнес будущей компании, заявив, что к 2010 году она увеличит добычу нефти и свои запасы. Заодно он подчеркнуто удалился от прежнего руководителя. На вопрос, нет ли у него в связи с последними событиями опасения относительно дальнейшей деятельности "ЮКОСа", Кукес ответил: "На самом деле, это проблема между Михаилом Ходорковским и российским правительством". Любопытно, что несколько ранее, комментируя арест Ходорковского, анонимный источник в компании ExxonMobil выразился более резко: "Чем скорее со сцены в России исчезнут подобные фигуры (т.е. олигархи. - "Финансовые Известия"), тем лучше для России. Если это случится, Россия станет более привлекательным местом инвестиций для таких компаний, как Exxon, Shell и ChevronTexaco". Пока новый менеджмент подчеркивает, что продавать компанию не собирается, хотя и не может повлиять на подобные желания со стороны акционеров. Первое может на поверку оказаться всего лишь переговорным ходом. Второе требует разъяснения. Однако на вопрос, не собирается ли Ходорковский в рамках "удаления" от компании продать в ней свою долю, в компании не отвечают, ссылаясь на то, что намерения акционеров комментировать не вправе. На первый взгляд отдавать в чужие руки крупнейшую в России компанию - стратегический риск. Уж слишком зависимой от воли иностранцев будет ее "помощь" бюджету. Однако, во-первых, до сих пор именно на долю нефтегазовых проектов в России приходилась львиная доля всех западных инвестиций. Во-вторых, власть может определить "допустимо безопасный уровень" допуска. Скажем, "ЛУКОЙЛ", политически более проницательный, чем был "ЮКОС" до недавних пор, возможно, уже обозначил этот вероятный уровень, признав, что компания PhilipsConoco вышла на него с предложением приобрести 10-15% акций. Кроме того, России сегодня просто нечего реально предложить иностранцам, кроме как вкладываться в проекты по добыче нефти и газа. Интересы продавца и покупателя все более совпадают. Западный нефтегазовый бизнес, решающий проблему расширения ресурсной базы и увеличения добычи, стал внимательнее присматриваться к России. Все насущнее для Запада и задача диверсификации поставок нефти со взрывоопасного мусульманского, все более антизападного Ближнего Востока. В то же время за последний год у России появились серьезные конкуренты. Так, все еще сохраняются перспективы выхода в некоем обозримом будущем на мировой рынок нефти побежденного Ирака. Пытается привлечь инвесторов даже и Саудовская Аравия, причем на принципиально новых условиях, пытаясь компенсировать политические риски расширением прав иностранных собственников. Впервые после национализации саудовской нефтегазовой отрасли в 1975 году западные компании Royal Dutch Shell, Total и Aramco получили 2-миллиардный контракт на разработку газовых месторождений на условиях 25-летней концессии. В королевстве есть план привлечения иностранных инвестиций в национальный газовый сектор на сумму $20 млрд. Это лишний раз показывает, сколь велика "терпимость" нефтегазовых гигантов по отношению к политическим режимам мест разработок месторождений. И если уж они считают возможным работать с королевской семьей Саудитов, то почему бы им не поработать в России, где Владимир Путин "взял за одно место" олигархов? Пока препятствием на втором пути стоит западное общественное мнение: к делу "ЮКОСа" привлечено много внимания, грубоватые методы работы прокуратуры не вызывают на Западе симпатий. Это создает - пока тактически - неблагоприятный фон для прихода в Россию иностранных инвестиций. В России таких денег нет По расчетам Международного энергетического агентства, на поддержание мирового энергобаланса до 2030 года потребуются инвестиции не менее 16 триллионов долларов. В российскую нефтянку, по оценкам МЭА, должно быть вложено до 2030 года $328 млрд. В год - примерно 11 млрд. Общий объем инвестиций российских компаний в 2002 году составил около $6 млрд. Это большой прогресс по сравнению с $1,5 млрд в 1998 году, но мало. Хуже то, что значительная часть российских инвестиций идет на обеспечение роста добычи из существующих месторождений. Но не новых! Более всего в инвестициях, по мнению МЭА, нуждаются совсем другие регионы - прежде всего "русский фронтир", как называют Восточную Сибирь, северные территории, и российский сектор Каспийского моря. При этом прибыли российской нефтянки вызывают массу вопросов у международных инвесторов. Так, по расчетам аналитиков "Дойчебанка", средний показатель кассового потока наличности российских корпораций (грубой оценки прибыльности нефтекомпании) почти в два раза ниже аналогичного показателя крупнейших нефтяных концернов. Иными словами, российской нефтянке нужен западный менеджмент, способный также решить задачу повышения налоговых платежей в казну. По сути сегодня "ЮкосСибнефть" - последний кусок мирового нефтяного корпоративного пирога. В недавней беседе с "Известиями" Дэниэл Ергин, глава исследовательской корпорации CERA, пояснил, что сегодня сложился очень конкурентный рынок нефтяных проектов. И российскому правительству нужно прилагать огромные усилия, чтобы сделать свою нефтяную промышленность инвестиционно привлекательной. По мнению Ергина, у России есть шанс. Конкуренция растет. Не только со стороны Саудитов. Столкнувшись с проблемой денег, почти все страны Ближнего Востока все чаще идут на серьезные уступки иностранцам, предоставляя нефтяные месторождения в концессии. Еще совсем недавно подобные сделки были невозможны. Следующим шагом, очевидно, должна стать массовая продажа ближневосточной нефтяной собственности. До этого момента российское правительство должно успеть пристроить свою в надежные руки. Группа Carlyle. "Семейные" и "силовики" города Вашингтон На Западе бытуют две разные версии прогноза последствий дела "ЮКОСа". Одна, простая, трактует происходящее как намерение властей взять под контроль нефтяную отрасль, возможно, национализировать ее. Арест Ходорковского трактуют в том числе и как попытку предотвратить намечавшуюся продажу части акций "ЮКОСа" транснациональным корпорациям. Ходорковский действительно уже давно начал тесно общаться с высшим американским светом. Его первая встреча с Кондолизой Райс, советницей по национальной безопасности в администрации Буша, а ранее члена совета директоров Shevron, состоялась в начале 2001 года. Последние его встречи на высоком уровне в США прошли летом текущего года - в частности с министром энергетики США Спенсером Абрамсом. А Джордж Буш-старший, побывавший в России с частным визитом в сентябре, отобедал с тогдашним главой "ЮКОСа". В целях укрепления имиджа в США Ходорковский занимался благотворительностью. Он пожертвовал $1 миллион Библиотеке Конгресса США, $500 тысяч - Фонду Карнеги, одному из наиболее заметных на поприще "российских исследований". В то же время сам Ходорковский ни разу не признал, что собирается продавать акции компании Shevron или Exxon. Публично отрицает такие планы и Кукес. Но есть и другая версия. Она, например, иначе трактует упомянутый сентябрьский визит Буша-старшего. Он, утверждают эти западные источники, приезжал не как бывший президент, а как глава влиятельной в элите США Carlyle Group. Ее еще называют "клубом бывших президентов". Буш-старший там советником. Возглавляют ее бывший госсекретарь в его же администрации Джеймс Бейкер и бывший министр обороны Фрэнк Карлуччи. Экс-премьер Британии Джон Мейджор отвечает за "европейские операции". В группу также входит и бывший госсекретарь Генри Киссинджер (он тоже приезжал в сентябре). Считается, что Carlyle Group и близкие ей крупные магнаты - это одна из группировок, влияющих на курс нынешнего президента Буша-сына. Относительно России они выступают с позиции "реализма" - за ее "вестернизацию" под руководством Путина и при значительном притоке американских инвестиций. Другая группа - "неоконсерваторы" представлена вице-президентом Диком Чейни, главой Пентагона Дональдом Рамсфелдом, его замом Полом Вулфовицем, советником Ричардом Перлом, заместителем госсекретаря Джоном Болтоном. Их идеи проще: с Россией считаться не нужно вовсе, брать ее в расчет - тоже. Эти две группы можно назвать вашингтонскими "семейными" и "силовиками". Есть основания утверждать, что отдельные контакты американских "семейных" с российским руководством включали в себя консультации на тему активизации энергетического диалога. Некоторые западные источники утверждают даже, что контакты Буша-старшего и Киссинджера с представителями российской политической элиты имели целью прощупать возможность заключения сделки по покупке части "ЮКОСа". Любопытно, что в ходе сентябрьского визита в Россию Буш-старший побывал в Петербурге и участвовал в "инаугурации" российско-американского инвестиционного фонда. По имеющейся информации, его учредителями с американской стороны стали деловые круги, близкие к Carlyle Group, а с российской - к группе "Альфа" Михаила Фридмана, имеющей лоббистов на самом высоком уровне. Впервые в США заговорили о возможности крупной нефтяной сделки по покупке части российской компании еще осенью 2002 года. Тогда же в обеих странах много говорили на тему энергодиалога России и США (Ходорковский был одним из главных закоперщиков). В рамках визита Владимира Путина в США руководители ExxonMobil получили аудиенцию у российского президента в Нью-Йорке в числе прочих крупных бизнесменов и остались беседой очень довольны. Тема энергодиалога поднималась и во время последнего визита - в ходе беседы Путина с президентом Бушем в Кэмп-Дэвиде. У дела "ЮКОСа" может быть по сути всего лишь два рода последствий. 1. Оно действительно останется "частным" и не выльется в массовую экспроприацию приватизированной собственности, хотя часть результатов "залоговых аукционов", особенно касавшихся стратегических сфер экономики, может быть переоценена. Возрастет, безусловно, и государственный контроль над этими сферами. В этом случае, пошумев про надобность неизбирательно применять закон, западные инвестиции придут договариваться с "упрощенной вертикалью принятия решений" -- по типу того, как они это делают в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Китае. 2. Дело "ЮКОСа" может выпустить таких "бесов", которые на первоначальной стадии борьбы с Ходорковским вовсе не предусматривались. Войдя в азарт ложно понимаемого "укрепления государственности" во всех сферах жизни, можно наломать дров не только на ниве попрания частной собственности, но и на внешнеполитической арене. Решив, что пора "укреплять-возрождать" еще и империю. Со всеми прелестями противодействия "великодержавию" США по поводу и без повода. На случай такой полной и окончательной победы "силовиков" в их старорежимной ипостаси в любой администрации найдутся люди, которые, воскликнув "мы же говорили, что эти русские неисправимы", вынут из идейных сундуков старые идеи. Например - "Загоним русских насмерть в гонке вооружений". Это - как минимум. Билль об американских энергетических правах Государственные интересы США в области энергетики не имеют политических границ. Но упираются в проблемы собственности - государство здесь не владеет энергетическими компаниями. Прямое влияние компенсируется косвенным. Появившийся в минувшие выходные "Энергетический билль" позволяет лучше понять, как работает этот механизм. Суть энергетической политики США состоит в гарантировании стабильных поставок энергоресурсов на американский рынок. Лучшая гарантия такой стабильности - рост национальной добычи. "Сократив импорт энергоносителей, мы сможем обеспечить большую безопасность нашей нации", - заявил президент страны Джордж Буш, напутствуя законодателей. Законопроект предполагает введение налоговых льгот для национальных производителей, добывающих нефть из маленьких скважин. Уменьшаются отчисления офшорных добытчиков, работающих в Мексиканском заливе. Федеральные власти намерены гарантировать кредиты, полученные строителями газопровода с Аляски, стоимость которого оценивается в 20 млрд долларов. Для того чтобы усилить влияние государства на рынок, "энергобилль" предполагает увеличение Стратегического нефтяного резерва - федерального хранилища нефти с нынешних 700 млн баррелей до 1 млрд. На случай, если национальные производители подкачают. Нефтепродукты достались правительству Госдума вчера сразу в трех чтениях приняла поправки в закон "О таможенном тарифе" и во вторую часть Налогового кодекса, расширяющие полномочия правительства при установлении экспортных пошлин на нефтепродукты и исключающие ограничения по размерам таможенных пошлин на нефтепродукты. С 1 января 2003 года в России действовала норма закона "О таможенном тарифе", названная также "поправкой "ЮКОСа", по которой вывозные пошлины на нефтепродукты устанавливались в размере, не превышающем 90% предельной ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. "В условиях сложившихся высоких цен на мировых рынках нефтепродуктов правительство фактически лишено возможности влиять на привлекательность экспорта данной категории товаров и использовать ставки таможенных пошлин в качестве сдерживающего фактора в отношении экспорта", - цитирует Интерфакс заключение бюджетного комитета Госдумы.
Комментарии
Прямой эфир