Накануне Дня милиции ученые решили выяснить мнение россиян о работе МВД. Независимо друг от друга крупнейшие социологические службы обнаружили две любопытные тенденции. Во-первых, оценка нашими согражданами деятельности стражей порядка почти не меняется и остается крайне низкой. Во-вторых, в стране обнаружен один милиционер, который неуклонно повышает свои показатели, - его зовут Борис Грызлов.
Согласно данным опроса, который Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел во второй половине октября среди 1600 человек в 38 областях, краях и республиках России, только 8% россиян безоговорочно считают, что милиция хорошо справляется со своими обязанностями. Большинство россиян оценивают работу милиции скорее отрицательно, положительно - почти в два раза меньше. Другое всероссийское исследование, проведенное холдингом "РОМИР мониторинг" (1500 респондентов), демонстрирует схожее соотношение суждений: больше половины (52%) опрошенных согласны с тем, что милиционеры справляются со своими обязанностями "плохо " или "очень плохо", оценку "отлично" им выставили 15% россиян.
- Ни для кого не секрет, что в обществе накопились серьезные претензии к работе правоохранительных органов, - говорит социолог ВЦИОМа Дмитрий Поликанов. - При этом более позитивно настроены молодежь (18-24 года) и лица пожилого возраста (старше 60 лет), а скептически отзываются о работе милиции чаще люди с образованием выше среднего и низкими доходами, скорее принадлежащие к группе советской интеллигенции.
В то же время, оценивая деятельность милиции за два последних года, 19% респондентов ВЦИОМа увидели в ней положительные сдвиги, примерно столько же считают, что милиция стала работать хуже, тогда как большинство (48%) не усмотрело ни положительных, ни отрицательных изменений. То, что МВД в глазах россиян представляется лежачим камнем, под который вода не течет, косвенно подтверждают результаты опроса Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) за 2002 год: в нем фигурируют те же 8% "милициофилов", что и сегодня у ВЦИОМа.
Чего у милиции не отнять, так это отношения сограждан к ее руководителю. По данным ВЦИОМа, деятельность Бориса Грызлова на посту министра внутренних дел сегодня одобряет большее число россиян, чем не одобряет , в то время как еще в январе 2003 года имела место противоположная картина: число одобряющих его деятельность было несколько меньше (35%), чем не одобряющих (44%).
ФОМ обнаружил это изменение еще минувшим летом. Если в марте 2001 года соотношение тех граждан, кто оценивал Грызлова хорошо и плохо, составляло примерно 1 : 2 (4% и 8% соответственно), то в июле 2003-го эта пропорция выглядела уже совершенно иначе - 4 : 1 (26% и 6% соответственно). Тогда социологи объясняли причины роста популярности министра информацией о громких арестах (дело "оборотней в погонах"), которую многие склонны были трактовать как первый симптом повышения эффективности работы правоохранительных органов.
Сегодня эта версия выглядит не слишком убедительно. Хотя главной проблемой отечественной милиции общество признает ее коррумпированность не прекращающаяся с лета череда арестов все новых "оборотней" воспринимается большинством опрошенных отнюдь не как полномасштабное наступление на коррупцию (так считают только 24% респондентов "РОМИР мониторинга"). В общественном мнении господствует другая позиция - больше половины россиян (54%) рассматривают борьбу с нечистью внутри МВД как меру, призванную прежде всего поднять популярность милиции и ее руководства.
Отчасти эта цель достигнута. Социологи ФОМа отмечают, что у подавляющего большинства тех, чье отношение к Грызлову в последнее время улучшилось, это так или иначе связано с его деятельностью на посту главы МВД. Проблема лишь в том, что вопреки бытовавшему раньше представлению о том, что работа российской милиции в значительной степени зависит от ее руководителя (летом так считали 54% опрошенных), расцветающая харизма министра на его подчиненных автоматически не переносится.
Дмитрий СТОЛЯРОВ, начальник контрольно-профилактического отдела (КПО)Управления ГИБДД ГУВД Московской области:
"Мы не вправе обсуждать наши зарплаты..."
- Недавно областная ГАИ стала вручать инспекторам вместе с жезлом и радаром диктофоны. Вы собираетесь записывать все разговоры и таким образом искоренить взяточничество?
- Цифровые диктофоны-ручки действительно закупили практически на весь состав ДПС. Но, скорее, они помогут разрешать конфликтные ситуации, которые, к сожалению, на дороге случаются каждый день. Например, остановил инспектор дорогую иномарку за явное нарушение. А водитель начинает злиться, трясти пачкой удостоверений, угрожать пожаловаться "кому надо" и уволить с работы. Наш сотрудник может записать такой разговор и потом, в случае чего, прокрутить начальству запись - мол, я действовал строго по инструкции. Обратная ситуация - инспектор предъявляет необоснованные претензии водителю или хамит. Тот, зная, что у инспектора должен быть диктофон, может потребовать записать разговор. Ловить же водителей, предлагающих сотрудникам взятки, не получится. В суде такая запись не будет рассматриваться как доказательство. Хотя при наличии других подтвержденных фактов и она может сыграть роль. Но провоцировать мы никого не собираемся.
- Тем не менее, в Подмосковье в прошлом году был случай, когда водителя осудили за дачу взятки инспектору.
- Это отдельная история. У нас есть практика "подмены" какого-то подразделения сотрудниками КПО. На несколько смен вместо обычного наряда ДПС заступают на службу наши ребята. Конечно, все записывается на видеокамеры. На таком подменном посту в Наро-Фоминске и остановили пьяного водителя на "Мерседесе". Передача взятки была отснята и записана на пленку. Поэтому доказательства были неопровержимыми. Вообще же сбор доказательств для возбуждения уголовного дела по взятке - процесс тонкий. Малейшее упущение - и прокуратура не откроет дело. Так что, если и приходится заводить уголовные дела, что происходит редко, они возбуждаются против наших сотрудников. В прошлом году в суд отправлено 2 дела. За 8 месяцев этого года тоже два.
- Всего-то на несколько тысяч сотрудников областной ГАИ?
- Доказать в суде факт взятки сложно. Да и не всегда нужно - злостных нарушителей не так много. На большинство провинившихся вполне отрезвляюще действует дисциплинарное взыскание. Если два раза не подействовало - увольняем со службы. За прошлый год наказано 53 сотрудника ГАИ, уволено - 19. В этом году было вынесено 88 взысканий. Уволили 16 сотрудников. И не обязательно за взятки.
- Вы не считаете, что небольшая по нынешним меркам зарплата инспекторов провоцирует их на взятки?
- Мы не вправе обсуждать наши зарплаты. И позиция у контролирующих органов простая: это служба. Если человек дал присягу, он обязан ее соблюдать. Нарушение присяги должно караться.
- Откуда еще вы узнаете о взяточниках?
- Проверяются все газетные публикации, специальный человек штудирует сайты и форумы в интернете. Источников много. Потом начинается собственно проверка. Объектом может стать пост ДПС, подразделение регистрации или технадзора. Сначала приезжаем в "гражданке", устанавливаем наблюдение, пишем все на видео. В нашем отделе работает всего 12 человек, естественно, всех нас знают в лицо. Используем внештатников на машинах с "гражданскими" номерами. Они ходят, присматриваются, разговаривают с людьми, примечают посторонних возле отделов регистрации и постов ТО. Так может продолжаться несколько дней. Потом начинаем официальную проверку - проверяем рабочие кабинеты, смотрим все документы. Есть и отдельное распоряжение руководства - смотреть, где большие очереди, и анализировать, почему они возникают.