В среду в кинотеатрах всего мира (то есть всего мира, имеющего кинотеатры) одновременно на экранах появились зеленые буквы на черном фоне. Впервые зрители Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Токио и Москвы одновременно присутствовали на премьере одного и того же фильма - третьей серии эпопеи о Матрице - "Матрица: революция".
Такого еще не было - 50 стран, сотни городов, тысячи кинозалов, и везде одно и то же. Одновременно погаснет свет, одновременно начнутся титры, одновременно охнут залы при виде суперспецэффекта, одновременно пустят слезу, одновременно захихикают. На всех континентах (кроме Антарктиды, разумеется). Миллионы людей. Это же какой выброс в ноосферу получится!
В следующий раз надо будет постараться получше. В Токио сеанс начался с опозданием из-за поклонников, рвавшихся к Киану Ривзу. Москве повезло меньше - старт в "Ударнике", к примеру, задержался из-за конферанса: группа радиоведущих в идиотских костюмах пыталась опрашивать зрителей.
Следующего раза не будет - эта "Матрица" последняя. Внимание, сейчас будет кощунственная фраза: хорошо, что эта "Матрица" последняя. Поверьте - она хуже первой. И даже хуже второй.
Краткое содержание предыдущих эпизодов напомнить? Имеются хакер Нео, его коллега и подруга Тринити и глава их сообщества Морфеус. Окружающий нас мир, как выяснилось еще в первой серии, суть сплошной сон, Матрица, симулякр. Навеян, правда, не безумцами, а вполне вещественными компьютерами, которые управляют машинной цивилизацией. В первой части Нео выясняет, что он мессия, который избран, чтобы свергнуть иго злобных механизмов. Во второй обнаруживает, что он уже бог знает какая по счету версия мессии, а для Матрицы процесс свержения ига сродни перезагрузке, Нео же в одиночку заменяет волшебную комбинацию клавиш Ctrl-Alt-Delete современных компьютеров. В третьей части обещали большую войну в реальном мире - за пределами мира иллюзорного. Обещали самую грандиозную в истории кинофантастики батальную сцену. Обещали развязку. Все исполнилось.
Есть нереально пафосная и пышная сцена битвы за подземный город Зион (кстати, кто придумал именно так переводить это название? Почему не Сион, в конце концов??? Удушить переводчиков, однозначно!). Люди героически палят в наступающие машины из всех видов стрелкового оружия (более веские калибры были выведены из строя диверсантом еще во второй серии). Железный агрессор прет, не глядя на потери. Динамики кинотеатров дрожат от напряжения, ошметки плоти летят в объектив камеры, обломки летающих механизмов засыпают хрупких защитников, которые издают ужасно героические кличи (типа "Умри, мразь!!", "За Зион!!!!" и даже "ЗА НЕО!!!!").
Есть традиционный набор драк с зависаниями в воздухе и уворачиванием от пуль. Нео и его друзья по-прежнему щеголяют в черной коже и латексе, но теперь Тринити с Морфеусом еще и дерутся с бандой садомазохистов, у которых с латексом тоже все в порядке. Есть и окончательно размножившийся злобный агент Смит - вредная программа-антивирус в человеческом обличье, которая от встречи с Нео мутировала и принялась громить саму Матрицу. Есть финальная схватка. Есть даже развязка. И - не пугайтесь - есть мирный договор между людьми и Матрицей, которые равно недовольны бешеными антивирусами.
К несчастью, описанные кунштюки не занимают все два с лишним часа экранного времени. К несчастью, авторы сценария и режиссеры братья Вачовски где-то разжились учебником для начинающих сценаристов и принялись писать диалоги. К несчастью, на "Мосфильме" эти диалоги перевели точно и со звериной серьезностью.
В результате несчастная Тринити даже после того, как ее проткнули не то шесть, не то семь железных штырей, хорошо поставленным голосом произносит прочувствованный монолог минут на пять о силе любви (о том, какими длинными периодами она изъясняется, пока ее не проткнули штыри, лучше не вспоминать). Едва спасшись от неминуемой гибели, обитатели Зиона тут же вступают в философские споры, которые почему-то забыли вырезать при монтаже. Даже сам злобный агент Смит после пятиминутной жизнерадостной драки с Нео на земле, в небесах и снова на земле замирает в позе церетелиевского Петруши и начинает нести что-то несусветное о тщете всего сущего и ценности человеческой жизни. И даже мирные компьютерные программы зачем-то овладели искусством синтезирования человеческой речи, каковому искусству стали предаваться с исступлением неофитов. Это уже не "Матрица", это какой-то "Секс в большом городе".
На наших глазах всего за несколько лет выросла и сдулась самая яркая кинолегенда со времен первых "Звездных войн". Трилогия о Матрице началась блистательно, а закончилась фальшиво. Фаина Георгиевна Раневская, о которой братья Вачовски никогда не слышали, называла такой результат "пук в вечность". Большие кассовые сборы гарантированы. Но четвертой серии не бывать. Надеюсь.
P.S. В среду перед премьерой "Матрицы: революции" у кинотеатра "Пушкинский собралась группа молодых людей в буденновках и темных очках (очки в фильме носят почти все). Собравшиеся развернули плакаты " Мы - НЕОкоммунисты" и "Разрушим Матрицу". Свои действия не комментировали. Прохожие показывали на них пальцами и уважительно говорили: "Это флеш-моб".
P.P.S. Итоги конкурса для читателей "Известий", которым предлагалось угадать, чем закончится трилогия о Матрице, мы подведем в ближайших номерах. Сейчас сами читаем присланное вами и поражаемся. У Вачовски на такое фантазии не хватило.