Во вторник в Москве состоялось заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав правительств. Пятеро премьеров должны были подписать согласованные президентами "Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы". Но перед началом заседания и.о. премьера Белоруссии Сергей Сидорский заявил, что не подпишет документ, пока российская сторона не гарантирует выплату компенсаций за введение российского рубля и не согласится на другие требования Минска в рамках договора о Союзном государстве России и Белоруссии. Погасить долг перед бюджетом сообщества Сидорский отказался.
- Вы что, ставите под сомнение ваше членство в ЕврАзЭС? - спрашивал Михаил Касьянов Сергея Сидорского.
- Мне кажется, я выразился ясно, - отвечал и.о. премьера Белоруссии.
- Если бы вы выражались ясно, я бы не задавал таких вопросов...
По рассказам очевидцев, премьеры России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана потратили минимум 20 минут, чтобы добиться от своего белорусского коллеги вразумительных разъяснений по поводу долга Белоруссии перед общим бюджетом "пятерки".
Финансовая нагрузка на содержание аппарата и организационные мероприятия ЕврАзЭС распределяется в следующей пропорции: Россия дает 40% общего бюджета (в 2002 году около $2 млн), Белоруссия и Казахстан - по 20%, Киргизия и Таджикистан - по 10%. Долг Белоруссии накапливался с начала работы ЕврАзЭС - с 2001 года. На данный момент он составляет около $1 млн. "Мы признаем факт недоплаты, - сообщил Сидорский, - но ввиду отсутствия финансовых источников предлагаем отложить обсуждение вопроса".
Из-за позиции белорусской стороны премьерам не удалось решить другую более важную задачу - внести изменения в "Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы" и подписать этот основополагающий для деятельности организации документ. "Приоритетные направления" были одобрены президентами пяти государств еще в апреле 2003 года. Но белорусский премьер в последний момент отказался их подписывать. Делегации других стран пытались переубедить Сидорского, из-за этого начало заседания Межгоссовета задержалось больше чем на час.
Официальный аргумент, выдвинутый Сидорским в пользу "особой позиции" Белоруссии: "Интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС, оговоренные документом, входят в противоречие с аналогичными процессами в рамках Союзного государства России и Белоруссии". "Приоритетные направления" предполагают активную экономическую интеграцию стран - членов сообщества, унификацию законодательств и создание через 3 года полноценного таможенного союза.
Со слов участников переговоров, было очевидно стремление белорусов использовать документ по ЕврАзЭС как инструмент давления на Россию по вопросам развития Союзного государства -- в частности, перехода Белоруссии на российский рубль. Минск требует компенсации за адаптацию экономики и настаивает на первоочередном принятии Конституционного акта. В Москве отвергают оба условия.
В правительственных кругах обращают внимание на то, что Белоруссия пошла по пути Украины, использующей межгосударственные объединения как инструмент шантажа в двусторонних спорах с Россией. Сейчас Киев связывает ратификацию Верховной радой соглашения о Едином экономическом пространстве с решением проблемы Косы Тузла. В соглашении о ЕЭП, кстати, зафиксирована "особая позиция" Украины.
Белоруссии удалось отстоять "особою позицию" по Евразийскому экономическому сообществу. "Приоритетные направления" "в целом одобрены", при этом предусмотрено право Белоруссии вносить в них изменения. Как пояснили участники переговоров, статус документа не изменился и его придется дорабатывать. При этом очевидно, что Минск будет тормозить интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС.