Оставшиеся на свободе менеджеры "ЮКОСа" считают, что арест Михаила Ходорковского не должен сказаться ни на основной деятельности нефтяной компании, ни на планах совместной работы с "Сибнефтью". В субботу "ЮКОС" передал бразды правления иностранцу - первому вице-президенту Стивену Тиди, а сделку по слиянию с "Сибнефтью", которую планировалось завершить к концу года, оформил еще в начале октября.
К подобному развитию событий "ЮКОС" начал готовиться в начале июля, после ареста одного из основных акционеров - Платона Лебедева. Владельцы компании не раз давали понять, что готовы даже "посидеть" ради дела. Тогда же в "ЮКОСе" был выработан план кризисного управления, который вступил в силу в субботу вечером. Координация оперативной деятельности возложена на первого вице-президента "ЮКОСа" Стивена Тиди, гражданина США. Выбор иностранца не случаен. Как лицо новое (Тиди назначен на должность первого вице-президента в августе), он вряд ли вызовет вопросы у Генпрокуратуры. К тому же арест или всего лишь допрос гражданина США - это все же скандал совсем другого уровня. Подразделением по добыче нефти в компании продолжает руководить президент "ЮКОС-ЭП" Юрий Бейлин, переработку и сбыт курируют Михаил Брудно и Петр Золотарев.
По первоначальному плану "оперативкой" должен был заняться президент компании "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский, но он уже попал в поле зрения Генпрокуратуры по подозрению в неуплате налогов.
В "ЮКОСе" уверяют, что арест Ходорковского существенного влияния на производственную деятельность компании не окажет. Инвесторы готовы согласиться. "Задержание Ходорковского не приведет к остановке нефтеперерабатывающих заводов компании", - уверен аналитик "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин.
В компании утверждают, что эта схема управления распространяется не только на сам "ЮКОС", но и на "ЮкосСибнефть". Объявившие весной о слиянии акционеры "ЮКОСа" и "Сибнефти" планировали создать шестую по величине нефтегазовую компанию до конца года. Но, возможно, из-за напряженной ситуации поспешили. О создании "ЮкосСибнефти" было объявлено еще 3 октября: основные акционеры "Сибнефти" получили $3 млрд за свои акции и обменяли оставшуюся часть на 26,01% акций "ЮКОСа".
Другое дело, что будущее "ЮкосСибнефти" напрямую зависит от цели правоохранительных органов. Вопрос в том, ограничится их борьба лишь претензиями к некоторым владельцам "ЮКОСа" или за ней кроется стремление передать контроль за компанией в другие руки. "Очевидно, что власть не имеет претензий к текущей деятельности "ЮКОСа", - считает Максим Шеин. Важно еще и позиционирование государства в вопросе о возможной продаже пакета "ЮкосСибнефти" иностранному инвестору - американской компании Exxon. Если эта сделка государству не желательна, последние события легко могут отбить аппетит у инвестора. Если же развитие бизнеса с американцами для них приоритет, то стороны должны были найти более сговорчивого переговорщика, чем Михаил Ходорковский.