Визит в Москву шведа Йонаса Риддерстроле, одного из авторов мирового бестселлера "Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку талантов", разбудил погрязших в работе столичных клерков. Лысый гуру корпоративной культуры призвал их срочно выпендриться, выделить в себе бациллу фанка и стать интеллектуальными лидерами, а не "живыми мертвецами". В качестве гуманитарной помощи гуру пообещал, что уже на этой неделе выйдет из печати его новая книга "Караоке капитализм".
По мнению Риддерстроле, бизнес в стиле фанк пока встречается островками: на одном этаже корпорации фанкуют, то есть веселятся, генерируют безумные идеи, ведут себя вызывающе, плюют на начальство.
- Но стоит спуститься на один этаж ниже в этом же здании - и вы увидите отделы "живых мертвецов", - сказал профессор "Известиям". - Это те, кто, рабски согнувшись, тупо реализует идею патрона организации. Вам, Москве, срочно нужны лидеры, увлекающие за собой организацию. Я говорю о лидерах на самом низшем уровне, которые способны выделить эту бациллу фанка и заразить ею всех.
Лидеры среднего уровня, слушавшие шведа, сжали подлокотники кресел - в столице свой фанк, свой корпоративный трэш.
- О чем он говорит? В нашей компании недавно заказали бюстик начальника. Настоящий, массивный: бронза, умный взгляд... Причем все знают, что это бред, азиатчина, раболепие, но молчат - любую информацию о фирме запрещено разглашать по так называемой корпоративной этике. А царит корпоративный фашизм, все боятся собственной тени. Не дай бог стать фанки - подумают, что нарушил субординацию.
Компанию, о которой рассказала собеседница, просившая не называть ее фамилию, мы тоже не назовем. Герой узнает себя. Как рассказывают сотрудники, шеф лично по утрам рассматривал фотографии макета бюста. Остановился на одной - с гордо повернутой головой. Кроме того, рассказала наша собеседница, все телефонные переговоры прослушиваются службой охраны. Занимаются все эти люди поставками теплообменников.
"Известия" отыскали и московскую фирму, которая выпускает куклы и портреты начальников, - "Август Борг". В отличие от прогрессивных японцев это куклы не для битья. Не для того, чтобы, огрев ее битой по голове, выместить зло на тупом шефе, а вещь, льющая на сердце начальника бальзам. Рассказывает ведущий менеджер компании Александр Пузаков:
- Куклы были напичканы электроникой, мы всаживали в них микросхемы, дабы они могли принимать разные позы. Вот кукла начальника-философа. Голова куклы многозначительно опирается на руку, взгляд человека, спорящего с Кантом, вот начальник курит сигару. Но главное - портретное сходство. Нам приносили несколько фотографий объекта, по ним мы делали лицо. Приходит патрон на работу - а его альтер эго уже в его кресле. Иногда куклу ставили в проблемные отделы - незримое око. Одна кукла стоила в районе трех тысяч долларов. Но недавно это производство мы свернули.
- Что случилось? Служащие резко выдавили в себе раба?
- Нет, просто оказалось, что производство начальников в полный рост менее эффективно, чем, к примеру, печать их портретов. Недавно мы печатали портрет начальника смены в каком-то метродепо.
"Известия" спросили Йонаса Риддерстроле, применимы ли идеи funky business для вот такой азиатской Москвы?
- Все равно это произойдет. Лучше, чтобы вы идею фанк-бизнеса поняли раньше. Все просто: чтобы избавиться от человеческой тени, именуемой бедностью, москвичи должны сами почувствовать вкус хорошей красивой жизни. Что касается компаний, то действительно успешные фирмы и индивидуумы не имитируют - они изобретают свое. Это и есть фанк.
Модель Йонаса Риддерстроле базируется на словах художника Франческо Клементе: "Туристы и беженцы населяют наш мир. Или вы увлекаетесь изменениями, или пытаетесь убежать от них".
- Забудьте на некоторое время о ваших слабостях, - дал совет клеркам Йонас. - Найдите в себе силы и используйте их. Будьте человеком, которым вы хотели бы быть. Покажите свои главные секреты всему миру. Вернитесь к реальности. Иначе вы обречены потеряться в новом мире.
- А если не получится?
- Тогда помните, что у вас всегда есть "Виагра" и антидепрессанты.