"Третий вариант" снят по повести "Призрак театра" не менее известного, чем Худяков, писателя Андрея Дмитриева. Это одна из первых попыток не просто вспомнить о трагических событиях на Дубровке, но и художественно - читай: философски - их осмыслить. Вместе с автором текста и режиссером фильма за это нелегкое дело взялись наши кинозвезды.
Страдания покинутого Фирса, белый дым пластиковых реквизитных вишен, призраки мнимо погибших дев, взывающие о помощи, грузовики с солдатами, раздолбанный "жигуль", ставший прибежищем пьющего актера, немой охранник, театр "Гистрион" (товарищи, примите во внимание, это не просто здание, но и еще целый гектар земли с деревьями, как обозначает это владение безымянный и абсолютно безличный проходной персонаж), измены, скандалы, ожидание и наконец - трагедия "Норд-Оста", то есть то, на чем эта история зиждется и ради чего, собственно, она и начата.
Все вишни, сады и Фирсы, все скандалы и распри, все проблемы жизни одного маленького театрального коллектива из не менее маленького провинциального городка существуют постольку, поскольку обязаны стать маленькой моделью нашего мира. В итоге получается этакая корова - из тех, что висели когда-то в продовольственных магазинах и давали представление не столько о корове, сколько о том, чем она становится. После бойни. Что касается людей, то и до и после бойни они по сути неизменны, меняется только их представление друг о друге. Фабула проста: есть гениальный режиссер Мовчун (Сергей Маковецкий), есть Серафима (Оксана Фандера), его подруга и директор театра, есть посягающие на театр городские власти, есть труппа, признающая режиссера и безоговорочно преданная директору. Из всех выделяется актер Шабашов (Игорь Кваша), играющий Фирса, влюбленный в Серафиму и очень сильно пьющий (из комического: "Ты пил?" - спрашивает режиссер Шабашова. "Нет, - мрачно отвечает тот, - ел".). Вся эта милая компания репетирует в своем театрике "Вишневый сад".
В повести, правда, герои играют в другой спектакль, больше подходящий и нашему времени, и описываемому моменту в частности - это современная пьеса, сильно напоминающая шекспировскую "Бурю" и повествующая о переживании некоего апокалипсиса. Внезапное появление вишневых деревьев в фильме вполне объяснимо: Худяков любит Чехова. Достаточно вспомнить его же "Успех", где он опять же внутри фильма ставит спектакль по "Чайке". Как и со всеми, с Худяковым тоже любовь сыграла скверную шутку: и спектакль-то в первый раз поживее и убедительнее вышел, и главная идея, на которой, собственно, и построена повесть Дмитриева, больше ложится на шекспировские страсти, чем на чеховское вечное предощущение катастрофы, так и не вырастающее ни во что, кроме тяжести и угнетенности. Метафора цветущей жизни в качестве подверста к реальной страшной Дубровке не просто нелепа, она расползается по швам, не выдерживает саму себя.
В сущности "Третий вариант" - это история об истории, которая выворачивает наизнанку не только государственные институты, но и вполне частные, мелкие вещи: не будь захвата, никто бы и не узнал, что Серафима, отправившаяся на "Норд-Ост", на самом деле провела ночь с лучшим другом своего мужа (Сергей Чонишвили, который идеально соответствует роли довольно пошлого соблазнителя), и вполне возможно, что она так бы и не ушла от своего сумасшедшего режиссера.
Жизнь активно вмешивается в наши представления о ней и сама корректирует последовательность и смысл событий, подбрасывая в наше "или-или" третий вариант. История Дубровки в "Третьем варианте" проходит по героям вроде бы по касательной, она выступает как некая угроза, которая висит, реализуется, потом минует задействованных лиц, но только для того, чтобы еще ярче выявить их внутренние противоречия. Может, именно поэтому сама Дубровка как элемент фильма с каждым следующим кадром бледнеет и тускнеет и постепенно забывается и персонажами, и зрителями. Событие, в конце концов, это всегда событие, другое дело - люди...