В Московском доме фотографии авторитетный итальянский культуролог и теоретик современного искусства Акилле Бонито Олива открыл выставку "A Flash of Art". Благодаря его комментариям многочисленные снимки кинозвезд, застигнутых врасплох наглыми римскими папарацци в период с 1953 по 1973 год, превратились в серьезную музейную экспозицию по истории репортажной фотографии, журналистики и общественных нравов.
Много сотен фотографий с изображением кинозвезд, не нынешних американских, а тех, кого удобно называть итальянским словом "дива", подряд рассматривать довольно скучно. Но все равно рассматриваешь - процесс затягивает. Хотя приставучие папарацци и настигали Софи Лорен, Брижит Бардо, Одри Хепберн, Аниту Экберг, Алена Делона, Джульетту Мазину, Марлен Дитрих и других вечно узнаваемых лиц в самых прозаических ситуациях, неприглядных настроениях и непрезентабельных видах (пьяными, жующими, гримасничающими, дерущимися, скучающими, надутыми, полуголыми, испуганными), ничем сегодняшнего зрителя не поразишь. В кино и в телевизоре и не такое видели. К тому же кинозвезды прошлого века были понатуральнее нынешних - на всех фотографиях и в любых позах они остаются очень красивыми людьми, на которых смотреть приятно. Это вам не силиконогрудые агентши и не накаченные стероидами спасители мира, совершающие свои компьютерные прыжки и ужимки под хруст попкорна и бульканье кока-колы.
Со времени, когда Федерико Феллини снимал свою "Сладкую жизнь" и обозвал именем знакомого вредного мальчишки юрких фоторепортеров, охотящихся за знаменитостями, дело папарацци превратилось из сомнительного занятия в большой бизнес, граница между приватной и публичной жизнью рухнула под натиском таблоидов, а о римских каникулах стали мечтать не только принцессы, но и многомиллионная армия потребителей минералки в пластмассовых бутылках.
Так что все показанное на выставке - давняя история и милая легенда, которой так трогательно гордятся итальянцы. Актуальным для нас осталось только само понятие "дольче вита". Популярные глянцевые журналы пропагандируют счастливый образ жизни праздных, красивых и модно одетых людей, и образ этот жадно востребован публикой. Чему косвенное свидетельство - обилие теле- и фотокамер на вернисаже. Так что сегодняшнюю Москву можно сравнить с Римом пятидесятилетней давности - то же страстное желание жить сладко и красиво. (Вот только место Феллини вакантно.) О чем и говорил на открытии Акилле Бонито Олива, не забывший напомнить, что приемы папарацци - натиск, скандальность, внезапность - позаимствованы уличными фотографами у итальянских футуристов начала века.