Скандал с малайзийским премьером Махатхиром Мохамадом, который на днях шокировал мир своими антисемитскими высказываниями, получил неожиданное продолжение. Вначале - на саммите Евросоюза в Брюсселе. Президент Франции Жак Ширак потребовал, чтобы из совместного заявления по итогам переговоров была изъята фраза с осуждением слов Махатхира. Коллегам Ширака, чтобы избежать раскола в ЕС и публичного выяснения отношений, пришлось уступить. А затем на Махатхира ссылался уже чеченский президент Ахмат Кадыров.
На церемонии по случаю своей инаугурации Кадыров неожиданно заявил: "Те, кто уничтожал в 1991 году Чечено-Ингушскую АССР, являются куклами в руках очень влиятельных кукловодов. Им нужна не Чечня, не ее нефть. Я в этом убеждаюсь даже и по последним заявлениям, которые звучат из уст некоторых мировых деятелей".
Каких "деятелей" он имеет в виду, Кадыров не уточнил. Впрочем, в этом и не было необходимости. И так понятно, что чеченский президент намекает на Махатхира, обвинившего во всех мировых бедах евреев.
На саммите Организации Исламская конференция, проходившем в Малайзии на прошлой неделе, Махатхир заявил буквально следующее: "Евреи придумали социализм, коммунизм, права человека и демократию, чтобы избежать преследований и захватить контроль над самыми богатыми странами... Во время Второй мировой войны европейцы уничтожили 6 из 12 миллионов евреев, и тем не менее сегодня евреи все равно правят миром... 1,3 миллиарда мусульман не могут потерпеть поражение от нескольких миллионов евреев". Кстати, во время выступления малайзийского лидера входивший в российскую делегацию Кадыров сидел в зале.
Президент Чечни стал далеко не единственным политиком, вспоминавшим в эти дни о высказываниях Махатхира. Решая, осуждать или нет в итоговом коммюнике "антисемитские выпады" премьера Малайзии, чуть не перессорились лидеры европейских государств, собравшиеся в Брюсселе.
Пассаж, вызвавший протесты президента Франции, звучал так: "Неприемлемые высказывания господина Махатхира подрывают все усилия, направленные на дальнейшее укрепление межэтнического и религиозного согласия, и им нет места в нормальном мире. Подобные антисемитские комментарии являются оскорбительными для мусульман в той же степени, как и для всех остальных".
По словам Ширака, брюссельский документ "не предполагает места для деклараций подобного рода". Французского президента поддержал греческий премьер Костас Симитис. Зато глава голландского правительства Ян Петер Балкененде заявил о своем "принципиальном несогласии" с коллегами. Он доказывал, что не могут лидеры ЕС разъехаться по своим столицам, не дав достойной - и коллективной - оценки "скандальному антисемитскому демаршу".
Назревал раскол с неизбежными пагубными последствиями - новыми разговорами о кризисе в ЕС, взаимными обвинениями в "потворстве антисемитам" (с одной стороны) и "раздувании антиисламских настроений" (с другой). Лишь с огромным трудом удалось найти компромисс. Было решено, что об осуждении Махатхира заявит на итоговой пресс-конференции итальянский премьер Сильвио Берлускони - как бы от имени всего альянса. Но из коммюнике любые упоминания о малайзийском лидере и его "неприемлемых высказываниях" изымаются.
Казалось бы, Ширак может праздновать победу - ведь именно его точка зрения в итоге восторжествовала. Но французский президент, напротив, занервничал. Видимо, почувствовал, какой может быть реакция мировой прессы, израильских властей и еврейской диаспоры в самой Франции.
Почувствовал - и решил отыграть назад. Не успел завершиться брюссельский саммит, как последовало заявление пресс-секретаря Ширака Катрин Колонна: "Франция осуждает высказывания господина Махатхира, она считает их абсолютно неприемлемыми". Но было уже поздно: всему миру - и исламскому, и неисламскому - был послан четкий сигнал: в скандале вокруг Махатхира Франция занимает особую позицию.
Первым, как и следовало ожидать, Ширака поблагодарил сам герой (а точнее - антигерой) дня Махатхир Мохамад: "Я никогда не думал, что европейцы окажутся против меня. Я не могу их понять. Я рад, что хотя бы господин Ширак понял меня. И хочу публично выразить ему признательность за это".
Едва ли Ширак пришел в восторг от таких слов. Когда человек, которого вот уже несколько дней обвиняют в антисемитизме, благодарит тебя за "понимание", радоваться нечему. Надо готовиться к злобным выпадам в прессе, к ехидным замечаниям депутатов Национального собрания. Но Ширак знал, на что шел. Он сознательно сделал свой выбор и надеется, что дивидендов от его брюссельского демарша будет все же больше, чем издержек.
Чего же добивался Ширак, заигрывая с одним из самых скандальных лидеров третьего мира? По меньшей мере двух вещей. Во-первых, президент стремился укрепить отношения с Малайзией, власти которой не только занимаются разоблачением "всемирного еврейского заговора", но и покупают новейшие французские вооружения на миллиарды евро. Во-вторых, Ширак хотел завоевать дополнительные очки в глазах пяти миллионов живущих во Франции мусульман, играющих все более заметную роль в политической жизни страны.
Судя по первым откликам внутри страны и за рубежом, обеих своих целей французский президент добился. Насколько велики окажутся издержки, мы узнаем уже очень скоро.
Военное сотрудничество между Парижем и Куала-Лумпуром
Соглашение о сотрудничестве в области обороны между Францией и Малайзией было подписано в 1993 году. В прошлом году объем военных поставок из Франции в Малайзию составил 1,9 миллиарда евро.
В 2002 году французское правительство договорилось с Куала-Лумпуром о продаже четырех субмарин: двух боевых подводных лодок "Скорпион", которые поступят в 2007 году, и двух "подержанных" лодок "Агоста" для учебно-тренировочных целей - их поставят в ближайшие два года. Сделка обойдется Куала-Лумпуру в 1 миллиард евро. В начале этого года страны договорились и о совместной подготовке экипажей первого малайзийского отряда подводников. Обучаться они будут во Франции.
Кроме того, заключены контракты на поставку ракет ММ-40, шести боевых вертолетов "Феннек", средств радиосвязи на сумму 200 миллионов евро ежегодно. Ведутся переговоры о закупке Малайзией оружия у третьих стран при французском посредничестве.
В мае в Куала-Лумпуре побывала министр обороны Франции Мишель Альо-Мари, сделавшая там заявление о "доверительных тесных связях между странами, отличающихся высоким уровнем и глобальным характером". В июле Малайзию посетил президент Жак Ширак.
Ислам - вторая религия во Франции
Франция - одна из самых "исламских" стран Европы. На сегодняшний день, по оценкам французского МВД, там проживают 5 миллионов выходцев из мусульманских государств при общей численности населения 61 миллион. В 1978 году мусульман во Франции было 2 миллиона, в 1993 году - 3 миллиона, в 2000 году - 4,5 миллиона. Самые "исламские" из французских городов - Париж (особенно его пригороды) и Марсель.
Мусульманская "экспансия" началась в середине прошлого столетия - Франции не хватало дешевой рабочей силы на автомобильных заводах. Ехали иммигранты в основном из Алжира, Марокко, Туниса, Турции, Сенегала, Мали и Ливана. Сейчас приверженцы ислама составляют вторую после католиков религиозную группу, опережая протестантов и иудеев. Две трети мусульман во Франции так и не обзавелись французским паспортом.
Большинство французских мусульман - выходцы из Магриба (из Алжира - 800 тыс., из Марокко - 600 тыс., из Туниса - 400 тыс.), из Черной Африки (Сомали, Мали, Нигера) - 176 тыс., из Турции - 350 тыс. Менее крупные общины - пакистанская и иранская.
В последнее время ислам принимают все больше коренных французов - число таковых перевалило за 50 тыс. В этом году в городе Лилль открылась первая мусульманская школа. По всей стране работают 5 соборных и более 1600 обычных мечетей, в которых служат 900 имамов. Действуют свыше 2 тысяч исламских ассоциаций, религиозных и культурных центров.