Стремительный рост рынка мобильной связи порождает желание мошенников получить дополнительные доходы. Мировые потери от телефонного жульничества измеряются миллиардами долларов - в России убытки пока не оценены, но масштабы воровства меньше вследствие относительной неразвитости рынка. Однако все еще впереди - техническая грамотность мошенников растет.
Милый русскому сердцу штамп, что в России воруют больше всего, пока не применим к рынку мобильной связи. В развитых странах уже практически построено информационное общество, поэтому техническая грамотность проникла в самые широкие слои населения. Видимо именно по этой причине "телекоммуникационное" жульничество приобрело серьезные масштабы - интернет-агентство CNews приводит данные компании Subex Systems, по подсчетам которой убытки мировой телекоммуникационной индустрии от злоупотреблений составляют не менее $35 млрд. в год, а атакам мошенников подвержены сети около 59% мировых компаний связи. Дошло до того, что слово fraud (обман, мошенничество) уже стало обозначать не жульничество в широком смысле этого слова, а именно мошенничество, связанное с телекоммуникациями. CNews цитирует эксперта компании IBS Виталия Лезина, который утверждает - уровень мошенничества в настоящее время достиг масштабов организованного бизнеса. Г-н Лезин считает, что эти цифры вполне сопоставимы с оборотом таких компаний, как НР. "Если 10% денег, которые операторы "платят" мошенникам, удалось бы вернуть, то сумма напоминала бы те плановые показатели, которых хотят достичь многие операторы связи в следующем году", - заявил Виталий Лезин. При этом доходы мошенников вырастают ежегодно на 7%.
Потери российских операторов неизвестны - они просто не называют цифры. В компании МТС "Финансовым Известиям" заявили, что отражают потери от fraud в своей финансовой отчетности, правда не отдельной строкой, а в графе так называемой сомнительной задолженности. При этом в МТС не считают, что проблема приобрела глобальный характер. Например, проблем с кредитными планами нет, поскольку у МТС нет таких планов. Элементы кредитования есть в случае работы с крупными клиентами, но они мошенничеством не занимаются. В компании "Вымпелком" рассказали, что сами не несли потери от продажи на рынке фальшивых карточек оплаты - правда, во время массового выпуска злоумышленниками таких карточек убытки понесли дилеры компании. У "Вымпелкома" есть кредитные тарифные планы, правда абоненты, которые их используют, составляют около 10% от общей клиентской. Здесь потери возможны, однако у "Вымпелкома" есть система, позволяющая отключать тех абонентов, кто слишком "ушел в минус". В компании "Мегафон" рассказали, что случаев мошенничества с использованием кредитных планов (у компании их нет) и фальшивых карточек не было. Единственная проблема, с которой иногда сталкивается "Мегафон" - в компании подчеркнули, что эта проблема есть и у других операторов, - это так называемый "роуминговый" fraud. Его причина в том, что иностранные операторы присылают информацию о разговорах клиента на их территории с запозданием и абонент начинает говорить фактически в кредит и не всегда потом платит.
Нежелание операторов говорить о своих проблемах понятна, однако оценки российского мобильного мошенничества все же существуют. CNews цитирует слова коммерческого директора Subex Systems Винода Кумара, приводящего данные Всемирного форума операторов GSM по борьбе с мошенничеством: российские операторы теряют более 10% доходов. При этом, согласно законодательству многих стран, если задолженность невозможно взыскать в течение определенного срока, оператор просто списывает долг.
ИТ-рынок оправдывает свое название - высокотехнологическому мошенничеству противопоставляются такие же решения. Существует даже специальное программное обеспечение для выявления и пресечения преступлений. Как сообщает CNews, в этом сегменте рынка лидируют продукты компании НР. На втором месте - компания Subex Systems. Такие системы следят за поведением клиента, отмечая неожиданные отклонения от нормы. Для этого операторы должны сами выработать определенный свод правил, а система будет информировать о их нарушениях. Например, частые звонки в такие страны, как Вьетнам, Индия, Нигерия могут вызвать подозрения - выходцы именно из этих стран часто занимаются подобными преступлениями. Внимание системы может вызвать резкий рост вызовов у одного абонента или многочасовой разговор. Также система формирует черный список подозрительных номеров. При этом, такая система не противоречит законодательству - сами телефонные разговоры не прослушиваются, а анализировать свою внутреннюю информацию компания может как угодно.