В четверг российские власти и Евросоюз возобновили переговоры об условиях вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). По отзывам участников, они прошли "нормально, но не успешно". На прошлой неделе министр экономического развития Герман Греф констатировал чуть ли не провал переговоров, а президент Владимир Путин обвинил "бюрократов ЕС" в попытке "выкрутить руки" России. Комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами заявил, что требования Еврокомиссии не изменились, что ЕС не ставит задачу завершить переговоры к определенному сроку, а посему только от российской делегации зависит, когда наша страна станет членом ВТО.
"Российская сторона рассчитывает завершить переговорный процесс к концу 2003 года. Я перед собой никаких сроков не ставлю, так как считаю это бессмысленным. Россия знает, чего она хочет и что для этого нужно сделать", - заявил Паскаль Лами, прилетевший в Москву для продолжения переговоров. Еврокомиссар был настроен решительно: "Чтобы воспользоваться преимуществами членства в ВТО, надо заплатить за входной билет. Цена билета для всех разная. Справедливо это или нет? Конечно несправедливо, но это жизнь".
Накануне встречи с Германом Грефом и премьером Михаилом Касьяновым Лами сообщил, что страны ЕС оставили в силе все требования, и позиция Еврокомиссии по спорным вопросам вступления России в ВТО по сравнению с прошлой неделей не изменилась.
6-7 октября Паскаль Лами встречался с Германом Грефом в Брюсселе. Вернувшись в Москву, Греф сообщил, что переговоры с Еврокомиссией зашли в тупик и могут быть отложены на год. Лами отнесся к заявлениям российского партнера философски: "В переговорах всегда есть взлеты и падения. Шарм переговоров с Россией в том, что в них больше взлетов и падений, чем в переговорах с другими странами"
Главный камень преткновения - претензии ЕС в сфере энергетики, которые и стали основной темой вчерашних переговоров Грефа с комиссаром ЕС. Еврокомиссия выдвигает шесть неприемлемых для России требований: повышение внутренней цены на газ; отмена монополии "Газпрома" на экспорт; свобода транзита газа, предоставление права на строительство трубопроводов иностранным инвесторам; равные тарифы на транзит газа для внутренних потребителей и на экспорт; отмена экспортных пошлин на газ. Минэкономразвития заявляет, что эти требования отсутствуют в правилах ВТО, либо их выполнение является добровольным.
По словам источников в переговорных кругах, на встречах Лами с Грефом и Касьяновым были намечены направления, по которым в принципе возможно достижение компромисса, но в целом позиции сторон остались неизменными.
Герман Греф упрекнул Еврокомиссию в том, что она в рамках переговоров пытается решить свои внутренние проблемы, и дал понять, что если ЕС не изменит своей позиции по энергетическому вопросу, Россия не будет торопиться в ВТО.
Еще более резкие публичные заявления в прошлую пятницу сделал президент Владимир Путин. На встрече с канцлером ФРГ Герхардом Шредером Путин назвал требования Еврокомиссии, касающиеся использования трубопроводной газовой системы, неприемлемыми. "Мы намерены сохранять контроль государства над газопроводной системой и "Газпром" делить не будем. Бюрократы Евросоюза хотят затруднить вступление России в ВТО. Такая позиция - неправильная и нечестная. Это попытки выкручивания рук", - заявил президент.
Лами в четверг не стал комментировать высказывания Путина и лишь напомнил, что на саммите Россия-ЕС в мае 2002 года российские власти подтвердили намерение строить энергетическую политику в соответствии с рыночными принципами и проводить реформы.
"Будет "Газпром" частным предприятием или государственным - эти вопросы меня совершенно не касаются, я не намерен в них вникать. Я не международный консультант, который готовит рекомендации для российского правительства по совершенствованию энергетической политики. Меня интересует результат, - резко заявил комиссар ЕС. - Мы не можем оставаться равнодушными к тому, как формируются цены на российские товары, которые попадают на европейский рынок. Если не будут урегулированы цены на энергоресурсы для предприятий, конкурирующих с нашими производителями, это даст основание для бесконечных антидемпинговых процедур, которые не облегчат жизнь никому".
ЕС, в частности, беспокоит экспортируемая на рынки Европы российская химическая и алюминиевая продукция, которая с точки зрения ЕС получает ценовое преимущество благодаря тому, что для ее производства используются очень дешевые энергоносители.
Лами назвал еще две крупные политические проблемы, стоящие перед переговорщиками. Первая -"дискриминационные" условия пролета самолетов авиакомпаний ЕС над территорией Сибири. Европейские авиаперевозчики платят специальную пошлину "Аэрофлоту" (до $220 млн в год) за транссибирские перелеты. При этом американские и японские компании платят меньше, а китайские вообще избавлены от этого налога. "Мы не можем смириться с подобной дискриминацией. Она противоречит правилам ВТО", - заявил Лами
Россия объясняет, что пошлины за транссибирские перелеты определяет не государственная авиационная администрация, а "Аэрофлот". Размер пошлины в каждом случае индивидуален и утверждается соглашением "Аэрофлота" с иностранным авиаперевозчиком. В Москве напоминают, что согласно чикагской конвенции о гражданской авиации каждая страна может требовать принудительной таможенной посадки пересекающего ее воздушное пространство самолета. Авиаперевозчики из ЕС сами попросили у России права на беспосадочные полеты и согласились платить пошлины.
Вторая, как выразился Лами, "гора на горизонте" - правила доступа в сектор услуг. Москва и Брюссель почти договорились об условиях работы страховых компаний и банков. Россия даже согласилась обсуждать возможность открытия филиалов иностранных банков. Главный из оставшихся спорных вопросов связан с доступом на рынок телекоммуникационных услуг. Требование сохранить шестилетнюю монополию "Ростелекома" на междугороднюю и международную связь Еврокомиссия называет "странным", поскольку оно вопреки правилам ВТО снижает открытость рынка телекоммуникационных услуг.
Комментируя итоги переговоров с Лами, Греф сообщил, что в течение двух недель эксперты России и ЕС будут плотно работать, чтобы достичь компромисса по ключевым вопросам. Новые предложения будут подготовлены к встрече России и ЕС 5-6 ноября в Риме.