Лидеры 25 государств Европы оперативно утвердили на саммите в Риме текст первой конституции ЕС и разлетелись по домам. Вслед их самолетам грозили кулаками антиглобалисты, в ярости разбившие в Вечном городе несколько витрин, стеклянный фасад банка, повредившие две автозаправочные станции. Эта встреча, как и большинство евросовещаний на таком уровне, была наполнена лишь пустыми заявлениями.
Проект ключевого документа ЕС был принят в целом, скорее даже - как идея. Дорабатывать и согласовывать его придется в конце ноября здесь же, в Риме. Займутся этим главы МИД стран - членов Евросоюза, на чьи плечи президенты и премьеры фактически переложили всю черновую работу. Зачем нужна конституция, ведь до сих пор на континенте жили без нее? Под ней подразумевают эффективный механизм управления и принятия решений в ЕС, который будет действовать после расширения альянса 1 мая 2004 года. В этот день к 15 государствам ЕС примкнут еще 10, в основном представители бывшего соцлагеря.
"Сегодня не просто испытание веры, а испытание силы воли", - сказал, открывая саммит, Сильвио Берлускони (Италия сейчас председательствует в ЕС). Впрочем, участникам не пришлось отстаивать свои интересы в ожесточенной борьбе друг с другом: разошлись миром, оставив в римском Дворце съездов, где проходила встреча, ворох тлеющих противоречий.
Вот, например, одно из них: Испания и Польша недовольны тем, что разработчики конституции во главе с экс-президентом Франции Валери Жискар д'Эстеном отказались от выгодной для них системы "квалифицированного большинства". Система была принята в декабре 2000 года на саммите Евросоюза в Ницце. Однако затем Конвент (орган ЕС, сформированный из министров и парламентариев 15 государств-членов) все переиграл: теперь решения будут приниматься на основании "простого большинства" голосов. "Как же так! - возмущался в кулуарах саммита польский премьер Лешек Миллер. - В Ницце было одно, ныне - другое. Зачем тогда надо было дружно принимать эту схему?"
Разногласия остаются также по поводу упоминания в конституции Бога, христианства или религии вообще. Польша, Испания и Италия настаивают на том, чтобы они были, Франция категорически против.