Пакистан намерен выпустить первые в своей истории облигации, соответствующие нормам шариата, который запрещает взимание ссудного процента. Таким образом, эта страна станет третьим, наряду с Малайзией и Бахрейном, центром исламизации азиатских финансовых рынков.
Известие о намеченной Пакистаном на март 2004 года эмиссии "исламских" долговых обязательств почти совпало во времени с появившимся на прошлой неделе сообщением о первом опыте регистрации аналогичных расписок Малайзии на фондовой бирже Бахрейна - финансовой столицы Ближнего Востока. Рост числа исламизирующихся финансовых рынков резонирует с темпами их интеграции.
Пока действия Пакистана - скорее разведка, чем интервенция. Как сообщает информационное агентство Stratfor, общая стоимость его запланированных трехлетних облигаций - $8,7 млн. Между тем суммарная цена бондов Малайзии, предложенных ею в Бахрейне, - $600 млн. Способность пакистанской экономики к освоению инвестиций также несопоставима ни с возможностями нефтеносных стран Персидского залива, ни с потребностями растущего малайзийского "тигра".
Задача сделанной Пакистаном заявки - привлечь внимание иностранных инвесторов и внутренних ревнителей идеологической дисциплины. Реакция первых покажет, пригоден ли новый метод заимствований для финансирования экономики. Удовлетворение вторых обеспечит правительству поддержку усиливающейся исламской ортодоксии без отказа от осуждаемых ею финансовых инструментов западного образца. Главное препятствие для их использования - содержащийся в Коране запрет на ростовщичество. За обозначающим его здесь словом "риба" стоит древняя арабская практика удвоения долга в случае отказа должника от его своевременной выплаты, а по объяснению толкователей - любой ростовщический рост и ссудный процент. Отдельное проклятие адресовано в Коране тем, кто отождествляет такие финансовые сделки с торговлей: участники последней не могут заранее обеспечить себе фиксированный размер прибыли и не застрахованы от потерь.
Интерпретация этого запрета не принадлежит к неизменным основам вероучения, и споры о том, что он означает для современной экономики, идут уже не одно десятилетие. В конце 2002 года египетский законовед Мухаммад Тантави, шейх каирской академии Аль-Азхар, предложил считать фиксированный процент приемлемым в тех случаях, когда его величина определена тщательным изучением рынка, а убытки заемщика от одной операции могут быть покрыты прибылями от другой.
Однако в условиях, когда светские власти и без религиозной санкции постоянно прибегают к услугам западных банков, потребность в идеологическом и политическом дистанцировании от США и Европы оказалась сильнее реформаторских импульсов. В глазах мусульманского сообщества допустимыми по-прежнему остаются только займы для вложения в предприятия, все прибыли и убытки которых кредитор поделит с заемщиком в соответствии с долей своего участия. Именно этот принцип лег в основу рынка исламских бондов, создание которого было начато два года назад финансовыми институтами Бахрейна.
Отказ от продолжения помощи МВФ оставил Пакистану только один способ поддержки наметившегося экономического роста - займы на международном кредитном рынке, который становится доступнее по мере укрепления валютных резервов страны. А интенсивная внутренняя исламизация указывает только один безболезненный для правительства путь привлечения новых инвестиций - участие вместе с Малайзией и Бахрейном в организации "параллельного" традиционному финансового пространства.