Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Говорят, стану очень умным"

По замыслу учредителей новой школы - департамента образования столицы - в этом элитном пансионе смогут учиться действительно неординарные дети, невзирая на толщину кошелька их родителей. Правда, в городском бюджете расходы на зарплату учителям "Интеллектуала" и его содержание пока не предусмотрены. Попасть в "Интеллектуал" было непросто - претендовавшие на статус "вундеркинда" дети должны были пройти три отборочных тура. На первом этапе педагоги проверяли базовые знания. На втором абитуриенты должны были написать работу и защитить ее в режиме конференции
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
По замыслу учредителей новой школы - департамента образования столицы - в этом элитном пансионе смогут учиться действительно неординарные дети, невзирая на толщину кошелька их родителей. Правда, в городском бюджете расходы на зарплату учителям "Интеллектуала" и его содержание пока не предусмотрены. Попасть в "Интеллектуал" было непросто - претендовавшие на статус "вундеркинда" дети должны были пройти три отборочных тура. На первом этапе педагоги проверяли базовые знания. На втором абитуриенты должны были написать работу и защитить ее в режиме конференции. Для многих этот этап оказался решающим: из 256 человек в школу отобрали 70. Эти счастливчики и перешли на третий отборочный тур, который был скорее не экзаменом, знакомством: психологи определяли особенности детей и распределяли их по классам: 5-му, 6-му, 8-му и двум 7-м. - "Интеллектуал" - не закрытое учебное заведение и не собирается таковым становиться, - рассказал "Известиям" директор "Интеллектуала" Евгений Маркелов. - Каждый московский школьник может прийти к нам во второй половине дня и получить дополнительное образование в творческих и научных студиях, клубах, секциях. Если окажется, что вольные слушатели по своим способностям и интересам соответствуют требованиям школы, то они и станут ее учениками. Согласно концепции образовательного учреждения, в школе-пансионе обучается не более 30% особо одаренных детей. Или, как их общепринято называть, вундеркиндов. Основная масса, как называет их Маркелов, - высокомотивированные подростки, составляющие среду, в которой высокоодаренные чувствуют себя адекватно. В обычном мире таким детям приходится туго. Например, ученица 5-го класса 8-летняя Даша Черкасова в обычной школе явно чувствовала бы себя не в своей тарелке. Здесь же девочка наравне с одиннадцатилетками осваивает школьную программу и ничуть не комплексует из-за своего возраста. - Мне сказали, чтобы я не считала себя маленькой, вот я и не считаю, - ответила Даша на тревожные вопросы корреспондента "Известий", отпихиваясь от одноклассников, которые тащили ее играть. - После обычной школы здесь сложновато учиться, но зато я, как говорят, стану очень умным. А умным проще найти хорошую работу и получать большие деньги. Я хочу быть дипломатом, поэтому усиленно изучаю иностранные языки. Пока это только английский и испанский, но в скором времени возьмусь за французский, - поделился планами пятиклассник Виталий Штарев. В образовательном учреждении нет предметной специализации. Здесь можно углубленно изучать как гуманитарные, так и математические, и естественные науки. Для этого был набран коллектив высококвалифицированных специалистов. А если Виталий или кто-то из его одноклассников захочет говорить по-китайски, то образовательное учреждение, уверен директор, найдет возможность пригласить знающего преподавателя. Пока в школе из экзотики только латынь и древнегреческий. Подготовились здесь и на тот случай, когда ученики станут умнее своих учителей: будут приглашать читать им лекции профессоров вузов. Ну а ежели кому и эти школьные рамки станут тесными, тем выдадут аттестаты об окончании курса среднего образования. И хотя в "Интеллектуале" считают, что 12-летним не место на студенческой скамье, идти против желания учащихся не будут. Сегодня в школе-пансионе работают 40 учителей. Главным критерием их отбора являлось одно: они должны заниматься наукой и уметь работать с детьми. А так как науку и школу могут совмещать только настоящие фанаты своего дела - как бы пафосно это ни звучало, то в "Интеллектуале" собралась довольно сильная команда. Правда, они до сих пор не знают, какую зарплату получат в октябре. - Сколько на нас тратит государство - для меня большой секрет, потому что мы открылись без финансирования. Бюджет 2003 года создавался в 2002 году, а школа стала работать после того, как финансовый документ был сверстан, - говорит директор "Интеллектуала". - Сейчас мы живем без денег вообще. И хотя нас энергично поддерживает департамент образования Москвы, все-таки неопределенное финансовое положение напрягает. С учетом того, что педагоги проводят с детьми чуть ли не круглые сутки (домой школьники уезжают только на выходные), их зарплата должна быть значительно выше обычной учительской. Если этого не произойдет, то "Интеллектуалу", чтобы сохранить команду, придется искать внебюджетные средства. То есть скорее всего средства родителей. А вундеркинды рождаются не только у богатых. Виктория ЮРКЕВИЧ, научный руководитель психологической лаборатории гимназии № 1530 "Школа Ломоносова": - Не все одаренные дети - вундеркинды. Таковых 70-80%. Остальные талантливые подростки мало чем отличаются от своих сверстников: в отличие от вундеркиндов, умственные возможности которых резко превосходят обычные, они развиваются в нормальном темпе. А бывает, что и с некоторым торможением. Например, Альберт Эйнштейн был с ненормальным, слишком заторможенным развитием: говорить он научился в 4 года, а читать - в 6 лет. Латентными вундеркиндами также были Андрей Колмогоров и Чарльз Дарвин. Как видно, все это великие ученые, оставившие заметный след в науке. Одаренные дети с ранним развитием реже добиваются каких бы то ни было высот. Как правило, из них либо получаются посредственные специалисты, либо их способности с возрастом исчезают совсем. Просто такие дети не знают, что со своими способностями делать. У всех вундеркиндов нелегкая судьба. Они рано привыкают к своей звездности, к тому, что ими восхищаются. В детстве их интересует только глубокое, качественное, точное изучение. Они нацелены на результат, а креативность, которая является базой любой науки, их не слишком интересует. Более того, любая неясность их пугает. Если обычные дети спонтанны, и им легко импровизировать - придумать рассказ на отвлеченную тему или нарисовать картинку, то одаренным это сделать сложно. Они довольно критичны и акт творчества соотносят с недостижимыми образцами, постоянно сравнивают себя с великими людьми и их творениями. А им не хочется делать то, в чем они не хороши. Еще одна проблема вундеркиндов связана с саморегуляцией. Им не надо себя переламывать. Среднестатистические дети слово "надо" воспринимают нормально: не хочется читать, а надо, уроки делать лень, но ведь надо же. Одаренные ничего никому не должны: родители сдувают с них пылинки, не загружают домашней работой. В силу этого у вундеркиндов не создается нужных волевых навыков. Поэтому они очень ранимы и предпочитают общаться не со сверстниками, которые считают их выскочками, а с восхищенными взрослыми. Одаренные дети с ранним развитием живут в искусственном мирке, где им уютно и тепло. Любое агрессивное неприятие с внешней стороны может привести к плачевным и даже трагическим результатам. Дабы этого избежать, необходимо изменить стиль воспитания в семье. Может быть, ребенок и не был бы одаренным, если бы не желание родителей. Вернее родительницы: мамы особенно хотят, чтобы их отпрыски были самыми-самыми. По большому счету, они самореализуются через детей, а последние становятся их заложниками. Папам и мамам необходимо помнить, что по окончании школы их чаду еще предстоит целая жизнь, где они вряд ли будут центром вселенной.
Комментарии
Прямой эфир