В Отделе личных коллекций Пушкинского музея открылась выставка "Вглядываясь в фотографии". 125 снимков из собрания нью-йоркского Музея современного искусства представляют лучших фотографов мира их лучшими произведениями. Так что перед нами не просто выставка, а выставочный шедевр. И смотрится она на одном легком, счастливом дыхании.
Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA) обладает одной из лучших в мире фотографических коллекцией. Заведующий отделом фотографии этого музея Джон Жарковский тридцать лет назад выбрал для фотоальбома 100 лучших снимков из этой коллекции. Книга Жарковского теперь считается классической. Выставка фотографий, вошедших в этот альбом, признана образцовой. Выставка, открывшаяся вчера в Пушкинском музее (до этого ее показывал Эрмитаж), дополняет классический вариант 25 снимками, представляющими последние тридцать лет развития фотографии. И выставка эта замечательная.
"Перед вами фотоальбом, основное назначение которого - доставить читателю визуальное наслаждение" - это первая фраза из книги Жарковского. Истинное и необъяснимое визуальное наслаждение доставляет зрителю и просмотр выставки, собранной не просто с серьезным знанием дела и безупречным вкусом, но еще и с трепетной любовью к фотографии, ее магии, ее волшебной способности передавать дыхание жизни.
За это чудесное свойство, за умение сохранять на квадратике фотобумаги не просто сюжет - людей, пейзаж, предметы, но еще и запахи, чувства, атмосферу, воздух и свет на выставку попали не только работы признанных мастеров (по одному снимку от каждой знаменитости), но и фотографии неизвестных авторов. И странное дело - военная съемка рейда бомбардировщика B-17 над Берлином отлично соседствует с фотографиями фотознаменитостей первейшего ряда: Анри Картье-Брессона, Эдуарда Бубы, Маргарет Брук-Уайт, Тины Мадотти, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна и единственного нашего соотечественника Александра Родченко. И в этой совсем не художественной съемке есть то, что присутствует в высокохудожественной, - тревога, напряжение, не каждому доступный взгляд на реальность.
Антология всемирной фотографии могла бы иметь и других участников, и другие фотографии. Но чистота концепции, историческая правда и стремление к полноте и репрезентативности были побеждены на выставке MOMA непосредственным чувством, все той же любовью и к фотографии, и к зрителю. Ему предложены не только исторический экскурс, не только демонстрация жанровых особенностей фотографии - от репортажа до портрета и натюрморта, не только индивидуальность лучших мастеров, но зрелище, которое каждым кадром будоражит воображение, вызывает размышление, трогает сердце прикосновением к чужой жизни, другим странам, предметам, людям и их чувствам.
Чем фотографический шедевр отличается от просто качественного профессионального снимка - объяснить словами трудно. Хотя и с этой задачей Жарковский справляется с завидным успехом. И его страничные пояснения к снимкам - отличное увлекательное чтение (к выставке книга переведена на русский язык и продается в музее).
Но сколько зрителей, столько и объяснений. Как рассказать, что делает фотографию Альфреда Стиглица, воспроизведенную на афише выставки и на этой газетной странице (естественно, с потерей качества), столь пленительной. Полоска света на носках у девушки? Ее неоформившаяся женственность, непотерянная чистота и тонкие запястья? Отражение неба в дверном проеме? Или то, что однажды летним утром в Америке в 1921 году случился акт любви камеры и реальности, отчего родилась на свет чудесная фотография, глядя на которую ощущаешь прилив нежности к жизни и ласковую теплоту летнего дня.