Живее всех живых

Наблюдательный телезритель наверняка заметил, что прошлое лето отличалось от всех предыдущих. Оно было, несмотря на сложившиеся стереотипы, совсем не таким спокойным, как, может быть, хотелось самим телевизионщикам. Все три месяца каналы активно готовились к новому сезону, перегруппировывая силы и меняя стратегию. Результат налицо - начавшийся сезон будет жестким и полным интриг. Лето на ТВ всегда считалось мертвым сезоном. Начинаются отпуска, политики уходят на каникулы, бизнес работает вполсилы - страна замирает. И если осенью-зимой только пятая часть жителей России представляет, чем себя занять, не прибегая к помощи телевизора, то к апрелю садово-огородные работы и прочие развлечения на свежем воздухе постепенно убивают в нас телезрителей. К середине лета у экранов остается лишь 60% особо преданных "ящику" поселян. И поскольку телевидение лишь отражает жизнь общества, ему ничего не остается, как уходить на покой вместе со страной. Тем более что с "ежелетним" падением аудитории в течение трех месяцев, рекламные бюджеты, которые "пилят" каналы, уменьшаются, оставляя телевизионщикам существенно меньше оснований для "конкурентной борьбы". Год у телекомпаний обычно начинается осенью и заканчивается в конце лета. Постановка повторов, отсутствие премьер позволяют каналам напоследок немного сэкономить. Еще одна причина - банальный отдых, в котором нуждаются замученные за сезон телевизионщики. И, наконец, самая актуальная задача, которую решают летом, - перегруппировка сил перед новым сезоном. В этом плане прошедшее лето оказалось наиболее бурным. Итоги прошедшего телесезона, выявившие тенденцию к изменению расклада среди основных игроков телевизионного рынка ("Первый" несколько раз за год оказывался вторым; НТВ методично теряло свою традиционную информационно-московскую аудиторию, отдавая ее "России"; дециметровые каналы периодически занимали третьи позиции в общефедеральных рейтингах и т.д.), заставили телевизионщиков открывать сезон летом, не дожидаясь сентября. Впрочем, все началось еще год назад. Канал "Россия" постарался начать прошлый сезон "как надо"- с 26 августа. Расслабившиеся конкуренты подтянулись лишь через месяц. В итоге бодрого старта хватило до середины декабря, пока, как шутят на канале, "патроны не кончились". Телевизионные стратеги с других каналов оказались людьми легко обучаемыми. И уже в этом году, не делая никаких официальных объявлений о начале сезона, "вползать" в него начали в августе. У "Первого канала" новый сезон можно считать открытым с 18 августа, у канала "Россия" - с 11 августа, у НТВ - с 25-го, с показа быстро провалившегося сериала "Дронго". Стало очевидно, что такого старта, какой был в прошлом году, уже не будет. Теперь осенний захват зрителя происходит не махом, а на влезающем в эфир каждом отдельном слоте. Некоторые слоты каналы не уводили даже на лето. Например, на "России" весь июнь шел повтор "Марша Турецкого", в августе продолжившийся уже новыми сериями. В прошлом году "Каменскую-2" на втором канале запустили с 26 августа, в этом - в начале месяца. А с 25 августа - "Ундину". Судя по количеству серий (72), "Ундина" - попытка создать российское "мыло". Попытка имеет долю аудитории 25%, что сравнимо с хорошо освоенным на российском телевидении "детективом с элементами социальной драмы" - "Линия защиты", показанной нам уже в третий раз. А "королевой мыла" пока остается "Земля любви, земля надежды" на "Первом" в 19:00 с долей 35. На нее, кстати, и уходит треть зрителей "России"- после того как закончилась "Ундина". Радовавшая своими высокими рейтингами руководство "Первого канала" "Фабрика звезд-2" не уходила с экранов первую половину лета. Финал шоу пришелся на июнь. Зритель такую заботу оценил. "Первый канал", вполне уверенный в своей силе и непогрешимости, постарался проскочить лето на импортных сериалах - "Крестный отец" и "Шпионка". Они не оправдали возложенных надежд и были заменены сначала на "Сыщика без лицензии", а сейчас на "Две судьбы". Больше всего телезрителя может удивить уход в летний отпуск информационных и аналитических программ. Вовремя опомнились на НТВ, отменив свое решение об уходе в отпуск программы "Страна и мир". На "России", оставив "Доброе утро" и убрав аналитику, добавили выпуск "Вестей" в 23:00 по выходным. На середину лета пришлись серьезные изменения в вещательной работе канала "Россия" с региональными дублями. В ночь с 4 на 5 июля была запущена новая система дублей, увеличившая охват аудитории канала по стране. Удивили этим летом и сетевые каналы. Особенно жарким оказалось лето для ТНТ. В июне было запущено новое реалити-шоу "Дом" в сопровождении неожиданно сильного для канала внеэфирного промоушна. ТНТ взял самый большой рейтинг за всю историю своего существования. В премьерный день "Дом" принес каналу 10 процентов аудитории по Москве и 12 - по России. Наконец, не "Окна", а именно "Дом" смог подтянуть рейтинг всех программ канала. В результате этим летом ТНТ увеличил долю аудитории до 6,5%, что почти в два раза больше, чем летом прошлого года (3,7%). Благодарить, правда, как за "Окна", так и за "Дом" руководство ТНТ должно одного и того же человека - Валерия Комиссарова, создавшего оба проекта. Видимо, тактика захвата зрительского внимания летом для ТНТ оказалась правильной. Во всяком случае, даже после запуска новых сеток на других каналах ТНТ сохранил долю аудитории в 6%. В этом году день "Ч" на российском телевидении пришелся на 18 августа. Именно тогда все каналы предоставили первые сетки нового сезона в "Сервис-ТВ" (компания, распространяющая телепрограмму по ТВ-гидам). "Первый канал", познакомившись с сетками конкурентов, отозвал свою и вернул ее через 45 минут, сделав всего две, на первый взгляд незначительные, поправки. Сериальные слоты перед программой "Время" подтянулись с 20:00 на 19:50 и с 19:00 - на 18:50. Тогда-то и стало понятно, что новый телевизионный сезон - второй год подряд - будет более чем жестким. А "промышленный" шпионаж и контрпрограммирование снова станут самым весомым инструментом борьбы. Все оценки и прогнозы поведения зрителей сделаны на основе данных компании TNS, составляющей рейтинги популярности телевизионных программ в России.