Организаторы и участники проходящей в Москве выставки "ИнфоКом - 2003" ставят перед собой две глобальные цели. Первая - продемонстрировать итоги выполнения федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" и намекнуть на то, что эта программа будет в ближайшее время существенно переписана. Вторая цель - показать широкой публике новшества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако эти технологии уже достигли такого развития, что для их использования не хватает традиционной народной смекалки - одним из "гвоздей" выставки станет представление программы по ликвидации компьютерной неграмотности.
Официальное название выставки - "III Международная выставка-форум по телекоммуникациям, новым инфокоммуникационным технологиям и их приложениям "Инфокоммуникации России XXI век". Однако выговорить это сложно, поэтому широким массам выставка известна как "ИнфоКом". В обращении к выставке президента Владимира Путина говорится: "Форум позволит сделать еще один шаг к эффективной интеграции России в глобальное информационное пространство".
Об информационном пространстве и информационном обществе в России говорят давно и много, однако ударение все время делали на слове "информационный" - планировалось создавать электронное правительство, развивать инфокоммуникации, довести Интернет до каждого гражданина. Однако пока этот гражданин пользоваться Интернетом особенно и не умеет - по разным оценкам, регулярными "юзерами" Сети являются 7-10% населения. Большинство же компьютер видели только по телевизору и, вполне возможно, как телевизор его и классифицировали.
Ученье - свет и Интернет
В России в области ИТ сложилась парадоксальная ситуация - по недавнему опросу ВЦИОМа, около 17% опрошенных имеют представление о федеральной целевой программе, а это больше, чем общее количество интернет-пользователей. Начальник управления по координации ФЦП "Электронная Россия" Министерства связи и информатизации Олег Бяхов считает, что о программе знает достаточно много людей: "Я думаю, что другие федеральные целевые программы гораздо меньше известны". Однако среди тех, кто знает о ФЦП, достаточно велика доля людей, которые не понимают, как и зачем пользоваться открывающимися перед ними новыми возможностями. При этом 27% опрошенных считают, что компьютерную грамотность населения нужно срочно повышать.
Сегодня на выставке "ИнфоКом - 2003" будет представлена программа "Компьютерный всеобуч", разработанная Межрегиональным общественным фондом "Новые перспективы" в рамках ФЦП "Электронная Россия" при поддержке Минсвязи и Минобразования - с сентября по декабрь 2003 года планируется обучить около 30 тысяч человек. В сентябре программа стартует в двух пилотных регионах: Тюменской и Ярославской областях. В конце сентября - начале октября к ним присоединятся Калининградская и Иркутская области, Чувашская Республика, Ставропольский и Приморский края. Обучать будут по трем группам: учащиеся, нуждающиеся в социальной адаптации (военнослужащие, уволенные в запас и безработные), социально активное взрослое население (работающие граждане).
Найти свою нишу
О "социалке" на выставке говорят не только госструктуры и госкомпании - такие как "Связьинвест" и "Ростелеком", - но и представители бизнеса. Президент компании "Открытые технологии" Сергей Калин считает, что "ИнфоКом" - это социально значимая выставка, представляющая решения огромного круга социальных задач: построение порталов органов власти, системы организации административного документооборота, проекты в области телемедицины, проекты по развитию коммуникационной инфраструктуры.
Реакция бизнеса на выставку "ИнфоКом" вполне доброжелательна. Правда, некоторые представители ИТ-сообщества выражают сомнения в правильном позиционировании выставки на "выставочной карте России", хотя такие претензии потенциальные экспоненты выражают по отношению и к другим выставкам. Здесь стоит вспомнить знаменитый "Комтек", который из символа российской ИТ-революции превратился в достаточно скромную выставку.
Так и "ИнфоКом" пытается найти свою нишу. По мнению многих специалистов, "ИнфоКом" становится прежде всего отчетом "Электронной России" о своих результатах: в свете того, что программа скоро будет существенно переработана, ее результаты - как успехи, так и неудачи - должны заинтересовать широкие массы населения. Президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова считает: "Наиболее важным для меня является то, что на нынешнем "ИнфоКоме" будут представлены готовые решения, созданные в рамках ФЦП "Электронная Россия". Это достойный ответ критикам, которые утверждали, что программа безрезультатна и деньги, выделенные на ее реализацию, уходят в никуда. Теперь достаточно прийти в "Экспоцентр", чтобы убедиться, что это не так". По мнению Ольги Усковой, "это является достаточным аргументом, чтобы активизировать процесс реализации ФЦП "Электронная Россия", который сейчас движется замедленными темпами из-за недостаточного объема финансирования".
По мнению Сергея Калина, выставка является площадкой для представления решений для государственных органов и телекоммуникационных предприятий с различной специализацией. При этом Сергей Калин считает, что тенденция к специализации выставок только радует. В атмосфере такого постоянного изменения "выставочного рынка" интересно мнение тех, кто решил в "ИнфоКоме" участия не принимать. Управляющий директор компании "Телеком транспорт" Евгений Гаскевич сообщил, что рассматривает выставки "ИнфоКом" и "Связь-Экспокомм" как два примерно равнозначных события, как две крупнейшие ежегодные российские выставки в сфере телекоммуникаций. При этом Евгений Гаскевич заявил: "Телеком транспорт" - достаточно небольшая компания, и для нас нецелесообразно участвовать одновременно в обеих выставках: затраты увеличиваются вдвое, а аудитория практически одна и та же. Поэтому в 2003 году мы по традиции принимаем участие в "Связь-Экспокомм" и еще в нескольких специализированных выставках, которые, на наш взгляд, покрывают весь спектр интересующих нас областей ИТ. Но мы рассматриваем возможность участия в "ИнфоКоме" в будущем году за счет отказа от "Связь-Экспокомм" - это зависит от того, как пройдет "ИнфоКом - 2003".