2 сентября 1926 г. родился актер Евгений Леонов. 2 сентября 1944 г. родился актер Александр Филиппенко. 3 сентября 1875 г. родился автоконструктор Фердинанд Порше. 3 сентября 1941 г. родился писатель Сергей Довлатов. 5 сентября 1585 г. родился кардинал Арман Ришелье. 5 сентября 1946 г. родился рок-музыкант Фредди Меркьюри. 6 сентября 1928 г. родился дирижер Евгений Светланов. 7 сентября 1870 г. родился писатель Александр Куприн.
- Я знаю, вы только что с самолета...
- Да, прилетел с Урала, из Екатеринбурга и Челябинска. Там были предварительные премьеры по "Игрокам" Гоголя - "Дама, дама, еще дама". Москва увидит спектакль в конце сентября в Театре Моссовета. В жизни актера Его Величество Случай играет главную роль. В Щукинском училище я выпускался с "Игроками" в роли Ихарева. Были репетиции с Сергеем Юрским - опять я Ихарев. И здесь я играю Ихарева. Но зато все остальные роли играют женщины! На спектаклях в Челябинске присутствовали так называемые "театровэдки". После спектакля они говорили: "Мы наизусть знаем Гоголя. Пришли посмотреть, чем же нас Театр Моссовета удивит на сей раз. Удивил!"
- ...и я знаю, что вы вечером опять на самолет.
- Да, лечу на некий... гуманитарный фестиваль в Оренбург. Его проводит местный университет. Там будет мое сольное выступление с программой "Пять историй Александра Филиппенко - от Зощенко до Акунина". Я вам скажу: что может быть приятнее умного зрителя, которого очень много в России! Я с огромным удовольствием разъезжаю по стране, выступая перед человеком в зале, которого сам для себя определил так: сельский учитель, библиотекарь, дорогой мой книголюб.
- Умный зритель ходит на умного автора и умного актера.
- На этом треугольнике все и держится! А треугольник этот - равно... равносторонний.
- Это вы помните из курса Физтеха?
- Именно. Мне легко разговаривать с технической и научной интеллигенцией - мы говорим на одном языке. Мы как будто вчера расстались. Недавно позвонил одному старому товарищу по агитбригаде, он уже академик, Николай Кузнецов, проговорили уйму времени... Мы учились вместе с Сашкой Серебровым, космонавтом, один курс. Мы можем не видеться годами, но этот "кодовый язык" быстро и легко объединяет. Нам сразу интересно, мы в одной системе координат.
- Может, поэтому вам и с сельским учителем легко?
- Безусловно! Первый, второй, третий слой сразу снимает, доходишь прямо до мозгов.
- Почему вас чаще всего приглашали в кино на роли...
- Сразу перебью: в кино главное - типаж!
- Меня интересует как раз не типаж, а редкостная естественность ваших персонажей.
- Потому что Алексей Герман помнил меня еще по студенческому театру и пригласил в "Ивана Лапшина". Счастье мое, что к тому времени я уже понимал формулу Германа - "играть, как бы ничего не играя". То есть под хронику. И потом сыграл много похожих и, надеюсь, удачных ролей.
- В "Трудно быть богом" Герман вас не пригласил. Зато вы снялись в предыдущей экранизации этого романа Стругацких.
- Там был совсем другой интерес. Впервые мы наблюдали действительно совместное производство - студия Довженко и "Бавария-фильм". Это была гремучая смесь! Но вы знаете, если тот фильм сейчас пустить по телевизору часа в два ночи, будет получше всяких сериалов. Режиссер Фляйшман угадал пришествие масс-культуры фэнтези... А фильма Германа жду, как всегда, с огромными надеждами.