В последние 2-3 года Россия вышла в мировые лидеры по качеству и количеству спортивных голубей. Своими голубятнями сейчас обзаводятся сотни состоятельных горожан в основном среднего возраста - в стремлении заново пережить романтику своего послевоенного детства они тратят десятки тысяч долларов на строительство суперголубятен, напичканных видеокамерами и электроникой, на селекцию и тренировку собственных голубиных команд, на соревнования. До недавнего времени главным по положению голубеводом страны считался Виктор Черномырдин - в свою бытность премьер-министром он регулярно выставлял своих птиц на соревнования. Спортивных голубей любят певица Людмила Зыкина, актер Валерий Золотухин, не чужд этому виду спорта Юрий Лужков.
Подготовкой к грядущему Дню города сейчас занят Виктор Харлашин (член совета предпринимателей при мэре Москвы, президент клуба "Голуби России") - именно его дисциплинированные птицы украсят столичное небо во время городского праздника. У Харлашина в подмосковном поместье сейчас обитает около 700 породистых голубей. По мнению хозяина, это самый крупный на сегодняшний день частный голубиный питомник в Европе. Обширные кирпичные вольеры в несколько уровней, сверкающие чистотой кормушки и белоснежная внутренняя отделка голубятен сделали бы честь любому медцентру. О затратах на свою страсть хозяин предпочитает не говорить.
Харлашин регулярно выставляет своих голубей на соревнования, которые всегда проходят по одной схеме. Сначала всех птиц с разных голубятен сажают в специальный грузовик, отвозят на определенную, вымеренную до метра, точку страны (самая дальняя - под Брестом) и выпускают. Расстояние в 1000 км до родной голубятни наиболее продвинутые сизари покрывают за 16-17 часов. Время прилета фиксируется электроникой: присада на голубят не оборудована таймером, а лапы голубей - кольцом с микрочипом. Большинство соревнований Харлашин выигрывает - на днях ему привезут полутораметровый кубок за очередное достижение.
- Главное удовольствие - ждать, когда они прилетят, и смотреть, кто первым появится, - резюмирует суть своего хобби Виктор Иванович. - Каждый хозяин узнает свою птицу по стилю полета. Здесь и адреналин, и гордость за свою работу, и красота. Подготовить птиц к соревнованиям - это все равно что натренировать спортивную команду. Им нужны постоянные тренировки, определенное питание, прививки и уход.
Даже на идеальную голубятню из маршрута в 1000 км возвращаются не все пернатые - часть по дороге сбивается с пути, кого-то съедают ястребы, кто-то оказывается в плену на голубятнях конкурентов. По мнению Харлашина, лететь над СНГ - занятие непростое. Кругом леса, полные хищников, сильные ветры, дождевые тучи и грозовые фронты, которые голубям, как самолетам, приходится огибать. Попасть домой могут только самые сильные и смекалистые. А в тепличных условиях Бельгии или Германии (именно оттуда наши любители привозили голубей еще несколько лет назад) выносливость тренировать нельзя. В последние год-два российские голуби показывают куда лучшие результаты, чем их западные собратья. А воспитанный еще в пятидесятые годы фанатизм наших голубеводов не оставляет шансов иностранцам.
- Голубь летает 3-4 года, - продолжает Виктор Харлашин. - Потом идет на племя. Самое ценное (уникальные навигационные способности) голуби наследуют по материнской линии, а силу и выносливость - по отцовской. Никаких инкубаторов у меня нет, птицы живут парами в одной вольере. Птенца должна выкармливать мать - специальное "голубиное молочко" (пережеванная кашица из корма) не заменит никакой модной смеси. А телекамеры в голубятнях нужны для слежения: в этой "коммуналке" не должно быть конфликтов. Иногда кто-то начинает хулиганить и может повредить птенцов или кладку.
Средняя стоимость спортсмена-сизаря - от $200 до $400. Самые выдающиеся экземпляры стоят больше $1 тыс. (20 лет назад бельгийские голубеводы приобрели у французских коллег идеального, по их мнению, голубя за $1 млн). У Харлашина тоже есть свой идеальный экземпляр - под номером 00020 (владельцы больших голубятен не дают имен своим питомцам по причине их обилия). 00020-й за 4 года своей карьеры налетал несколько десятков тысяч километров и завоевал все мыслимые награды за скорость и навигаторские данные. Этого владелец не согласен продать ни за какие деньги. А других он иногда просто дарит друзьям.
Кроме очевидного эстетического удовольствия и азарта обладание собственным голубиным выводком дарит владельцам и вполне земную радость бытия: кто-то заметил, что среди голубеводов рекордное число долгожителей. Наблюдение за сменой поколений, тренировки новых победителей и ожидание, пока они вернутся с очередного маршрута, не подразумевают законченности процесса. Хозяину голубиной стаи всегда нужен еще один год, чтобы сделать мир вокруг себя чуть-чуть идеальнее.