В четверг в Парке искусств на Крымском Валу завершил работу 1-й Международный симпозиум по скульптуре, организованный московским объединением "Музеон". Два месяца студенты, выпускники и уже именитые художники творили под открытым небом на глазах у многочисленных зрителей. Часть скульптур останется на Крымском Валу, а пять работ переедут в Останкинский спортивно-развлекательный комплекс.
На зеленом газоне белеют статуэтки из известняка - плод двухмесячного творчества студентов. Трава вокруг вытоптана - постарались многочисленные гости. Чтобы посетителям было сподручнее рассмотреть и запомнить все "каменные трещинки", руководители "Музеона" сняли ограничения по передвижению. Симпозиумы по скульптуре в Парке искусств проводятся уже восемь лет. В этом году его торжественно переименовали в международный. Потому как в гости в Москву прибыли ваятели из Грузии, Азербайджана, Татарстана и Украины. Большинство участников - студенты и выпускники художественных училищ. Прежде чем получить приглашение на пленэр, они прошли конкурсный отбор в своих вузах. Тему семинара обозначил городской комитет по культуре - "Театр по обе стороны кулис". По словам пресс-секретаря "Музеона" Татьяны Абрамовской, победителей на подобных симпозиумах нет. А следовательно, и жюри -- тоже. Впрочем, время от времени в Парк искусств поработать вместе с молодежью приходят именитые мастера.
- А Церетели у вас бывает?
- Нет, он не участвовал. Он только землю отобрать у нас хочет. Сейчас парк занимает 19 гектаров, на которых установлены более 700 скульптур. Если хоть пядь отрежут, для нас это станет трагедией.
Возле асфальтовой бордюрины замечаю непонятную композицию: многоэтажная лепешка с загогулиной наверху.
- Бабуля, а это что? - ковыряет в носу пятилетний мальчуган, тоже разглядывая сооружение.
- Блинчики, наверное, - пожимает плечами бабушка.
Полет фантазии остальных художников более-менее поддается расшифровке. Рядом со скульптурой человека с яйцом, названной "Рождение идеи", дежурит автор - симпатичная длинноволосая девушка Ирина Макарова. В этом году она закончила Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова собирается поступать в аспирантуру.
-- Не страшно было творить у всех на виду?
- Нет, - улыбается девушка. - Когда чем-то увлечен, ничего вокруг не замечаешь. Подходили много иностранцев, фотографировали, спрашивали. Некоторые потом приносили в подарок снимки.
Ирина оказалась довольно опытным ваятелем. Ее первая работа из камня, представленная в качестве дипломной, - скульптура Сергея Бондарчука. Чтобы "найти" образ, Ира долго изучала творчество режиссера, подружилась с его вдовой. Сейчас Ирина Скобцева добивается, чтобы дипломный монумент выпускницы был установлен на студии "Мосфильм".
- А кто из современных скульпторов для вас авторитет?
- Боюсь, никто. Я люблю классиков.
Студент 4-го курса Строгановки Алексей Игнатов результатами пленэра не очень-то доволен. Хотя у старших коллег по цеху его "Шут" получил лестные оценки.
- Времени было мало, - глубокомысленно морщит лоб юноша. - Это мой первый опыт участия в симпозиуме. И, наверное, последний. Есть другие формы творчества. Хотя тут было интересно. Нас бесплатно кормили, выдали рабочую одежду, материал.
- А почему выбрали известняк?
- Так решили организаторы. С известняком легче работать. И для парковых скульптур это самый лучший камень. В Москве мрамор из-за климата быстро разрушается, а известняк более долговечен.
По словам профессора Ивана Балашова, для молодежи подобные пленэры - возможность самосовершенствоваться.
- Сейчас в институтах учеников практически не учат работать с живым материалом, - сказал он. - А здесь они поняли, что скульптура - это не что иное, как слепки из глины. К тому же можно было тут же на месте понаблюдать за техникой других мастеров.
В планах "Музеона" - устроить первый зимний пленэр по ледяным монументам. А следующим летом, возможно, здесь состоится конкурс по скульптуре из песка.