Противостояние между некоторыми властными группировками и "ЮКОСом", которое до сих пор далеко от логического завершения, уже начало отражаться на меняющейся карте нефтяной России. Начавшиеся около года назад процессы в нефтянке сегодня приобрели совсем иное звучание. Под угрозой может оказаться не только слияние "ЮКОСа" и "Сибнефти", но и уже практически завершенная сделка по объединению российских активов британской ВР и ТНК.
В начале этого года волна слияний и укрупнений, охватившая Запад несколько лет назад, докатилась и до России. Не считая региональных "Татнефти" и "Башнефти", нефтяной рынок в конце прошлого года представляли восемь крупных российских компаний: "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сургутнефтегаз", "Сибнефть", "СИДАНКО", "Роснефть" и "Славнефть". К концу года их должно было остаться пять.
Первой раствориться в бизнесе конкурентов суждено было государственной "Славнефти". "Сибнефть" и ТНК, которые в конце 2002 года установили контроль над 99% акций бывшей госкомпании, не скрывают, что вскоре этот бренд прекратит свое существование. Затем пришла очередь "СИДАНКО". Эта компания давно уже контролировалась акционерами ТНК, но формально ТНК и "СИДАНКО" были двумя дочерними компаниями одного холдинга ТНК-Industrial. После того как британская ВР изъявила желание за $6,75 млрд объединить российский бизнес с акционерами ТНК (впоследствии из-за "Славнефти" эта сумма уменьшилась до $6,15 млрд), на рынке должна появиться единая компания ТНК-ВР. В апреле о намерениях соединить свои активы заявили акционеры "ЮКОСа" и "Сибнефти". Окончательно все эти сделки планировалось оформить до конца этого года, так что вершина российского нефтяного Олимпа (по уровню добычи) выглядела бы так: "ЮкосСибнефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз", "Роснефть".
Гидроразрыв пласта
Еще в конце июня, когда президент Владимир Путин и премьер Великобритании Тони Блэр торжественно присутствовали в Лондоне на подписании договора о создании ТНК-ВР, никто не предполагал, что буквально через неделю ситуация в России кардинально изменится и не только западный, но и российский бизнес вновь задумается о возможности присутствия и расширения в стране.
Участники обеих сделок по слиянию продолжают твердить, что все их договоренности с партнерами остаются в силе. Между тем на рынке все настойчивее ходят слухи, что, несмотря на готовность ВР к рискованным инвестициям в Россию, президент британской компании Джон Браун вряд ли захочет заканчивать сделку с ТНК в условиях возникшей неопределенности положения бизнеса в России. Поговаривают даже, что лорд Браун уже выдвинул свое условие: либо сам президент Путин даст личные гарантии стабильной работы новой компании, либо сделка будет приостановлена до урегулирования ситуации вокруг "ЮКОСа". Некое решение на сей счет в BP, по данным "Известий", должно быть принято 10 августа...
Полностью статью читайте на Фин.Известия.Ru...