Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Умер экс-футболист ПСЖ и сборной Кот-д’Ивуара Сол Бамба
Общество
Все находившиеся на борту разбившегося Ми-8 на Камчатке погибли
Мир
Посол РФ заявил о поддержании связи с семьей погибшего в Газе россиянина
Общество
Борт МЧС вылетел к месту крушения вертолета Ми-8Т на Камчатке
Общество
Вонзившего нож в сердце женщине рецидивиста нашли по отпечатку пальца в Петербурге
Мир
ХАМАС возложило ответственность за смерть заложников в Газе на Израиль
Общество
Пожар на МНПЗ в Капотне локализован
Общество
МЧС РФ сообщило об обнаружении обломков пропавшего на Камчатке Ми-8
Мир
Госдеп напомнил Китаю об американо-филиппинском договоре о совместной обороне
Мир
Байден заявил о гибели в Газе захваченного в заложники ХАМАС американца
Мир
В Баку экстренно сел летевший в Вену тайваньский самолет
Общество
В Росавиации сообщили о штатной работе московских аэропортов
Мир
Путин отметил стратегический характер партнерства российско-узбекистанских отношений
Происшествия
Один подросток погиб и трое пострадали в ДТП в Саратовской области
Авто
В России с 1 сентября изменились правила установки камер на дорогах
Происшествия
Силы ПВО сбили беспилотник ВСУ на подлете к Ярославлю
Происшествия
В Бурятии четверо детей и двое взрослых пострадали в ДТП с участием двух авто
Спорт
Даниил Медведев вышел в 1/8 финала US Open

Манеж уйдет под землю

Центральный выставочный зал на Манежной площади ждет масштабная реконструкция. Уже до конца этого года может быть объявлен открытый конкурс для инвесторов, желающих в ней участвовать. "Состояние здания таково, - говорят специалисты, - что посетителям выставок тяжело в нем находиться"... Манеж, построенный в 1817 году для воинских смотров и парадов, очень скоро стал общественным зданием. Слава богу, и сейчас ни у кого не возникло желания его перепрофилировать... Внедрение новых помещений в интерьер Манежа, обещает архитектор Андреев, будет минимальным, и вид памятника приблизится к облику 1825 года, чему поспособствуют реставрация стен Манежа и разборка исказивших интерьер металлических колонн советского времени
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Центральный выставочный зал на Манежной площади ждет масштабная реконструкция. Уже до конца этого года может быть объявлен открытый конкурс для инвесторов, желающих в ней участвовать. "Состояние здания таково, - говорят специалисты, - что посетителям выставок тяжело в нем находиться". До официального объявления конкурса широкой публике не сообщаются ни подробности конкурсных условий, ни имена уже заинтересовавшихся проектом инвесторов. Как говорит Юрий Михеев, зампредседателя комитета по внешнеэкономической деятельности правительства Москвы, организаторы рассчитывают на то, что в конкурсе примут участие иностранные инвесторы, которые, в отличие от многих отечественных, интересуются не только строительством элитного жилья и офисов. При реконструкции, как заверяет Михеев, будут сохранены все "подлинные исторические элементы" Манежа. Обычно после реконструкции город и инвестор делят пространство - квадратные метры площади. При реконструкции Манежа, уверяют в мэрии, будет использована новая схема: инвестор получит не площадь, а долю экспозиционного времени, когда он сможет разворачивать в обновленном Манеже коммерческие выставки. Концепция "реставрации и приспособления" Манежа разрабатывается с 1998 года. В 2000 году разработчиков уже торопил Юрий Лужков, который дал Москомархитектуре поручение "быстро сделать проектное решение и начать работу". Тогда итоги грядущей реконструкции виделись так: "полностью раскрытое суперпространство Манежа, металлические стропила вместо обветшавших деревянных, светопрозрачная кровля и новые полы". Архитекторы говорили об увеличении общей площади здания с нынешних 9500 до 23480 квадратных метров, о дополнительных экспозиционных помещениях, двухуровневых платформах с ресторанами со стороны Манежной площади и Воздвиженки, о банкетном зале и буфете на 300 посетителей. Предусматривались два подземных уровня здания, нижний из которых должна занять неизбежная автостоянка. Манеж после реализации этих замыслов смог бы принимать ежедневно до 6 тысяч посетителей. Что осталось от этих замыслов в 2003 году? Архитектурная концепция, которую разрабатывают в "Моспроекте-2", до сего дня - "открытый документ". Так говорит архитектор Павел Андреев - "руководитель проекта", глава 14-й мастерской "Моспроекта-2". Но суть концепции ясна - расширение экспозиционных площадей, насыщение Манежа современной выставочной техникой и инфраструктурой, использование подземных пространств. Составной частью проекта является проект научной реставрации фасадов и интерьеров Манежа (им занята 13-я, реставрационная мастерская "Моспроекта-2"), но одной реставрацией дело не ограничится. - В чем конфликт? Манеж, построенный в 1817 году для воинских смотров и парадов, очень скоро стал общественным зданием, - говорит "Известиям" архитектор Павел Андреев. - Слава богу, и сейчас ни у кого не возникло желания его перепрофилировать. Современный выставочный зал - это серьезный бизнес с его требованиями профессионального комфорта: энергия, связь, гибкая организация пространства, возможность переустройства интерьера в зависимости от концепции выставки, складские площади, инженерно-технические помещения. Коммерческая выставка предполагает не только созерцание экспонатов - нужны помещения для конференций, переговоров и т.п. Да, Манеж - архитектурный памятник федерального уровня, к этому нужно с пиететом относиться. Но чтобы здание жило, нужны площади для размещения систем его жизнеобеспечения. А законодательство прямо запрещает капитальное строительство на территории памятника. Вот и конфликт. Разрешение конфликта намечается следующее. По словам Павла Андреева, проведенные за счет городской казны исследования технического состояния здания показали, что использование "подманежного пространства" возможно без ущерба для памятника. На первом подземном этаже Манежа архитекторы планируют разместить технические помещения, склады, гардеробы, туалеты и часть экспозиционных площадей. Второй подземный этаж может быть использован для автостоянки. По замыслу архитекторов, подземелья Манежа не должны углубляться ниже его фундаментов и должны быть построены с солидным отступом вовнутрь от линии периметра стен исторического здания - так будет обеспечена его устойчивость. Проектировщики отказались от первоначальных идей подземелий, выходящих за границы стен Манежа, следовательно, гидрогеологическое равновесие не будет нарушено. Подземное пространство Манежа будет связано переходом с соседним торговым подземельем на Манежной площади. Спорным моментом, как считает Андреев, является пока "соединение пространств" - оформление выхода подземных этажей в интерьер исторического памятника. В торцах внутреннего пространства Манежа, ныне занятых помещениями советского времени, планируют разместить конференц-залы, офисы сотрудников, кафе. На вопрос, обсуждалась ли идея не застраивать вновь торцевые пространства Манежа, полностью открыть его историческое единое внутреннее пространство, раз можно упрятать часть помещений под землю, архитектор Андреев отвечает: - Многие так и требовали сделать. Но нельзя бояться сделать что-то новое. Косность убивает. Хуже всего - упрямая политика неприятия нового. Любая вещь, и Манеж в том числе, имеет право на развитие. Если новое сделано с умом - будет принято, если нет - будет раскритиковано. Но возможен разумный компромисс. Интересной нам кажется и возможность изменить точку обзора Манежа, позволить посетителю взглянуть на это пространство сверху - Манежа от этого не убудет. Внедрение новых помещений в интерьер Манежа, обещает архитектор Андреев, будет минимальным, и вид памятника приблизится к облику 1825 года, чему поспособствуют реставрация стен Манежа и разборка исказивших интерьер металлических колонн советского времени. Деревянные стропильные фермы, оставшись без этой опоры, не смогут держать кровлю - они деформированы и имеют прогиб до полуметра. Чтобы их сохранить, проектом предусмотрена система дублирующих металлических конструкций, которые будут и нести кровлю, и поддерживать исторические стропила. Автором проекта этих конструкций является инженер Нодар Канчели, работавший над перекрытиями Гостиного Двора и стадиона в Лужниках. Архитектор Андреев уверен, что при реконструкции не придется разбирать часть исторических стен, чтобы внутрь могла въехать строительная техника, как это было сделано при реконструкции старого Гостиного Двора - "задних дверей" Манежа со стороны Воздвиженки вполне достаточно. Техническое состояние исторических фундаментов и стен Манежа, по словам Павла Андреева, "приличное" - "здание держит геометрию". Частично они требуют починки, но не перекладки. То же касается и декора стен - есть утраты, хотя все основные элементы на месте. Концепция включает воссоздание полукруглой апсиды, примыкавшей к Манежу со стороны Кремля, - сюда в XIX веке перенесли алтарь разобранной церкви Николы в Сапожке. В 1930-е годы апсиду разобрали; после воссоздания она уже не будет церковным помещением, а войдет в общее экспозиционное пространство. О сроках реализации проекта и его стоимости, по мнению Андреева, можно будет говорить только после обнародования программы инвестиционного конкурса. Что же касается законодательства, запрещающего строительство на территории памятников, то, по словам Андреева, оно же разрешает инвесторам "работы по приспособлению" на этих территориях. Конфликт, о котором архитектор Андреев говорил в самом начале, вроде бы разрешен. И мы возвращаемся к началу. Манеж - памятник архитектуры федерального значения. Законы Российской Федерации и города Москвы о культурном наследии никакой реконструкции на памятниках вообще не предусматривают - только реставрацию, консервацию, воссоздание утраченного. В "Задании" Главного управления охраны памятников Москвы проектировщикам работ на Манеже речь идет о "полном комплексе реставрационно-ремонтных работ". Юрий Михеев, зампредседателя столичного комитета по внешнеэкономической деятельности, заверил "Известия", что условия конкурса обязательно должны пройти согласование в федеральном Министерстве культуры. Архитектор Виктор Виноградов, занимавшийся в Федеральном научно-методическом совете Минкультуры (ФНМС) проблемами реконструкции Манежа, сообщил "Известиям", что общий проект реконструкции не был представлен для согласований в министерство; согласован лишь проект укрепления ферм кровли. "Начало каких-либо работ на Манеже без санкции Министерства культуры будет нарушением закона, - добавил Виноградов. - Тем более что там уже проводились работы по укреплению колонн без нашего согласования". Заместитель председателя ФНМС, директор Института искусствознания Алексей Комеч заявил "Известиям", что не приемлет саму идею сооружения подземных ярусов под Манежем, так как это нарушает требования закона о запрете капстроительства на территории памятников архитектуры. Ситуацию осложняет и отсутствие ясности в вопросе собственности на Манеж. "Знаменитое" постановление правительства Москвы № 229 (2000 г.) относило его, вопреки федеральному статусу, к объектам столичной собственности, но в перечне таковых объектов в постановлении № 443 (2002 г.) Манежа уже нет. По информации "Известий", в материалах рабочей группы по урегулированию имущественного спора о памятниках между федеральным центром и Москвой Манеж отнесен к группе объектов, которые предполагается использовать совместно. Потребует ли федеральное правительство своей доли от грядущих манежных доходов? Вправе ли правительство Москвы начинать реконструкцию объекта, вопрос о собственности на который не урегулирован? По мнению члена ФНМС Виктора Виноградова, "федеральный центр не может сам восстановить все памятники. Москва может финансировать работы, но должна согласовывать с Министерством культуры все проекты". Если принять эту логику, то от Минкультуры зависит, что переживет Манеж - реставрацию памятника архитектуры или реконструкцию выставочного зала. Справка "Известий" Манеж построен в 1817 году по проекту инженера Августина Бетанкура, нормандского дворянина на русской службе. Перекрытие огромного пространства здания (166х45 м) деревянными фермами без внутренних опор было крупнейшим техническим достижением своего времени. В 1823-24 гг. начавшее оседать перекрытие было усовершенствовано; в 1825 г. Манеж был отделан в стиле позднего русского классицизма по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове. В ноябре 1817 года здесь прошел смотр сводного гвардейского отряда, прибывшего в Москву для празднования 5-летия победы над Наполеоном - в Манеже мог свободно маневрировать полк пехоты (более 2000 солдат). С 1831 года Манеж использовался для проведения концертов, выставок, народных гуляний. После 1917 года здесь помещался правительственный гараж, и только в 1957 был открыт Центральный выставочный зал.
Комментарии
Прямой эфир