Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Иск как арт-проект

Суд для российского человека - обычно нехороший признак. Расхожее "то ли он украл, то ли у него украли" значит всегда одно: кража произошла, и что-то тут нечисто. А где чисто и кто без греха? Но если в экономике и политике суд и предшествующие ему иски, аресты и обыски - всегда очень серьезно, то в сфере культуры это часто только ловкий пиар-ход истца. И тому много свежих примеров. Родственник и непрямой наследник русского промышленника и коллекционера Сергея Щукина Андре Марк Делок-Фуко вдруг стал героем российских масс-медиа. Поводом послужил его очередной иск с предъявлением прав на картины из собрания Щукина, вывезенные Пушкинским музеем на выставку в Лос-Анджелес
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Суд для российского человека - обычно нехороший признак. Расхожее "то ли он украл, то ли у него украли" значит всегда одно: кража произошла, и что-то тут нечисто. А где чисто и кто без греха? Но если в экономике и политике суд и предшествующие ему иски, аресты и обыски - всегда очень серьезно, то в сфере культуры это часто только ловкий пиар-ход истца. И тому много свежих примеров. Родственник и непрямой наследник русского промышленника и коллекционера Сергея Щукина Андре Марк Делок-Фуко вдруг стал героем российских масс-медиа. Поводом послужил его очередной иск с предъявлением прав на картины из собрания Щукина, вывезенные Пушкинским музеем на выставку в Лос-Анджелес. Об этом наша газета подробно рассказала еще 18 июля, а до этого - еще 19 декабря прошлого года, поскольку Делок-Фуко тогда пытался опротестовать и пребывание той же выставки в Хьюстоне. По российским законам никаких прав на наследие не имеющий (ленинская национализация не пересматривается), этот французский гражданин стал для отечественных медиа ньюсмейкером. В одной из газет его даже спросили, как он относится к тому, что собирательские заслуги его деда Сергея Ивановича Щукина на родине забыты. Вопрос неожиданный. Каждый, кто хоть как-то интересуется искусством (а таких в случае, когда речь идет о картинах Матисса и Пикассо, немало), знает, что Пушкинский и Эрмитаж обладают исключительной коллекцией картин раннего периода этих художников. И именно благодаря собирателям Щукину и Морозову, умевшим разглядеть в только входящих в моду экстравагантных живописцах будущих классиков. Щукина у нас не просто помнят, его чтят - выпускают о нем книги, указывают на афишах выставок его имя. Но стон "где теперешние Щукины, Морозовы и Третьяковы?" раздается всегда, когда требуются негосударственные деньги на культурный проект. То есть имя деда господина Делок-Фуко стало теперь именем нарицательным и обозначает бескорыстного покровителя искусства. Но без пресловутого иска разве кого-нибудь информация об успешном гастрольном проекте Пушкинского музея взволновала бы? Нет. Так что иск пошел на пользу не только истцу, но и музею, а также памяти все того же Сергея Ивановича Щукина. Пошел он на пользу и искусству. Иск предполагает денежную компенсацию, называются огромные суммы, и даже у самых "безглазых" посетителей музеев, не чувствующих очарования матиссовских красок и уверенных, что он "сам намалевал бы не хуже", эти суммы вызывают неизменное уважение. Огромные суммы называл и корреспондент новостной программы ТВЦ, когда рассказывал о выставке китайского искусства в Берлине. Но информационный повод дала ему не сама уникальная и интереснейшая экспозиция, а сложные взаимоотношения Китая, Тайваня и Гонконга. Вроде кто-то у кого-то тоже право на древнее наследство оспаривает, и стоит это наследство "о-го-го!". Дополнительную рекламу выставке "Когда Россия говорила по-французски", которая проходит сейчас в Париже в Музее Армии, дала Французская ассоциация держателей царских займов. О выставке из фондов 4 российских музеев, организованной "Интерросом", наша газета рассказывала в мае - до и после ее открытия. Выставка стала действительно крупнейшим культурным событием. Когда же ассоциация потребовала ее ареста (без всякой надежды на успех), о выставке заново рассказали почти по всем нашим телеканалам. Конечно, иск - не бесплатный промоушн, какие-то деньги приходится платить и адвокатам, и - в случае неудачи - за судебные издержки. Но какой эффект! Особенно хорошо предъявлять иск и затевать судебное разбирательство летом, во время политического и экономического затишья, когда есть свободное от более серьезных событий печатное и эфирное место. Искусство сегодня, как и всегда, живет в обществе. И, значит, от него не свободно. Старые мастера теперь картин не пишут, новых классиков, привлекающих толпы зрителей, - по пальцам сосчитать, организаторы выставок мучаются, под какой новой концепцией показать тех же доходных Пикассо и Матисса. И тут помощь приходит со стороны - юридической. Так что, когда в очередной раз поступит сообщение о чьих-то претензиях на культурные ценности, отобранные у владельцев в 1917 году, пугаться не надо - их не возвратят. Иск - это не всегда опасность, иногда - развлечение или повод для пополнения знаний.
Комментарии
Прямой эфир