Штаб-квартира фирмы Сomme des Garcons находится в самом центре Парижа на Вандомской площади, которая еще во времена Людовиков была средоточием роскоши и французского шарма. Правда, истинно французской фирму не назовешь. Ее креативный директор - японка Рэй Кавакубо, самый элитарный дизайнер и непререкаемый авторитет в мире моды. Она - в числе таких культовых авангардистов, как Жан-Поль Готье, Вивьенн Вествуд, Джон Галльяно, Хусейн Чалаян. Ее одежда весьма оригинальна: пальто принимает вид кокона, платье напоминает жгуты выжатого белья. А парфюм не похож на духи - он пахнет тем, что нас окружает: пылью, гарью и в то же время липой, лавандой и даже ладаном. В эти дни Москву посетил муж Рэй Кавакубо г-н Адриан ЖОФФ - президент и генеральный директор Comme des Garcons Parfum. С ним встретилась обозреватель моды "Известий" Ирина СУМИНА.
- Рэй Кавакубо по праву считается самым элитарным и независимым художником, к мнению которого прислушиваются признанные авторитеты в мире моды. Какие черты характера помогают ей в этом?
- Самая главная черта - это то, что она никогда не бывает довольна собой. Я как-то спросил ее после очередного успешного показа: "Ты довольна?" "Нет, - ответила она, - мне этого мало, я хочу идти дальше".
- Comme des Garcons относится к маркам, которые создают не моду, а стиль, выражают определенную жизненную позицию. То есть моду для избранных людей, отвергающих стереотипы. Это своеобразный ответ глобализму?
- Да, потому что глобализм - это конец свободе. А свобода всегда подразумевает выбор. С приходом глобализма выбора не остается или он будет сужен.
- Почему сегодня так сильно влияние японской культуры и традиций на европейского человека?
- Японская культура сумела концентрированно выразить и материализовать стремление человека к покою, тишине, к той мере обособленности и уходу в себя, которую ждет каждый из нас. Ощущение уважения к внутреннему пространству человека, гармонии человека и природы - всем этим действительно проникнуто японское искусство. Рэй Кавакубо работает в этих традициях, но не считает свое творчество чисто японским. Она с большим уважением относится к культуре других народов.
- Кто шьет одежду от Рэй Кавакубо?
- 80 процентов создается в Японии, а остальные 20 процентов - во Франции. Порой Рэй отдает свои творения на очень старые, кустарные предприятия, которые пусть шьют даже несколько старомодно, но сохраняют особую "рукотворность" и неповторимость.
- Какими будут ароматы лет через 5-10?
- Духи будут пахнуть по-другому. Наша фирма уже живет в этом времени. Мы сломали многие правила и стереотипы прошлого и в одежде, и в мебели, которой мы тоже занимаемся, и в создании ароматов. Например, в ароматах духов "53" и "71" использованы абсолютно непривычные компоненты. Мы как бы "ловим" ароматы из окружающей жизни: запах вулканического пепла, пыли на электрической лампочке, тостера со свежепрожаренным хлебом, сочетая их с запахами бамбука, выжимками сока редких растений, ароматами, воссозданными по старинным японским манускриптам.
- А чем пахнет Москва?
- Это сложный вопрос... Я думаю - своей культурой.
Кто такая Рэй Кавакубо
Рэй Кавакубо начала работать как независимый стилист с 1967 года. В 1973 году создает марку Comme des Garcons и запускает в производство сначала линию женской, а потом и мужской одежды (1981 год). В 1994 году создает в Париже компанию Comme des Garcons Parfum. В настоящий момент фирма имеет филиалы в Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне. Магазины расположены по всему миру. Только в Японии их более 300.