В пятницу в гостинице "Балчуг-Кемпински" букеровское жюри провело пресс-конференцию, где объявило список произведений, допущенных к участию в конкурсе на получение премии 2003 года за лучший роман на русском языке.
С момента объявления состава жюри нынешний букеровский цикл многими оценивался как провальный - слишком разные - по возрасту, темпераменту и литературным пристрастиям - люди в него вошли. Во-первых, критик Ирина Роднянская, во-вторых, тоже критик, теле- и радиообозреватель Николай Александров, в-третьих, поэт, переводчик, издатель Максим Амелин, в-четвертых, пианист Николай Петров (представитель общественности). Рулит ареопагом прозаик, исследователь русской истории, главный редактор питерской "Звезды" Яков Гордин.
Первый этап гонки показал, что опасения были чрезмерными. Подозреваю, что результат работы любого другого жюри был бы, с небольшими нюансами, тем же, - как говорил товарищ Сталин, других писателей у меня для вас нет. В данном случае - других романов, вышедших в установленные сроки и удовлетворяющих условиям премии.
Курьезов в лонг-листе оказалось числом два. Роман Владимира Кантора "Крокодил" желающие могли прочитать несколько лет назад в журнале "Нева", но секретарь премии Игорь Шайтанов пояснил, что после скандала с позапрошлогодним финалистом - романом Сергея Носова "Хозяйка истории" - щекотливый пункт звучит так: "если журнальная публикация на премию не выдвигалась, то может быть выдвинута книжная". Что и произошло с "Крокодилом". Другой курьез - отсутствие в лонг-листе одного из самых шумных за отчетный период романов, "Сердца пармы" Алексея Иванова. По словам Николая Александрова, все решили эстетические пристрастия членов жюри, которые тремя голосами оставили роман молодого пермского писателя за бортом. При этом эстетические пристрастия не помешали включить в лонг-лист вполне бульварную прозу - "Бедную девушку" Юлии Беломлинской и "Фантазии женщины средних лет" Анатолия Тосса.
Полукурьез - присутствие в лонг-листе романа Гонсалеса Гальего Рубена Давида "Белое на черном". Помимо фамилии автора, многих смутило то, что роман был опубликован в "Иностранной литературе". Можно расслабиться: вещь написана по-русски, ибо это родной язык родившегося в Кремлевке внука секретаря испанской компартии, кроме того, роман был финалистом премии Андрея Белого.
В этом году на удивление мало романов представлено по журнальным публикациям - всего 11 (из 31). Но среди них нашумевший "Юпитер" Леонида Зорина ("Знамя", № 12, 2002), успевшее выйти книгой в "Вагриусе" тоже знаменское "Воскрешение Лазаря" Владимира Шарова, "Едоки картофеля" Дмитрия Бавильского ("Урал", № 10-11, 2002), "ое животное" Юрия Буйды ("Октябрь", № 1, 2003). Из книг я бы выделила "Орфографию" Дмитрия Быкова, "Казарозу" Леонида Юзефовича и "Край" Виктора Строгальщикова.
Игорь Шайтанов произнес фразу, которая заставила пересчитать членов жюри и убедиться в том, что все они живы-здоровы: "Знали бы вы, что происходило в совещательной комнате!" А еще он сказал: "Все романное поле вспахано и засеяно. Насколько высок урожай, увидим, когда будет объявлен шорт-лист" (это должно произойти 2 октября).