В Доме Брюсова, иначе - Музее литературы Серебряного века, прошла презентация долгожданного двухтомника "Новая Россия: мир литературы", над которым его автор, известный критик, профессор Литературного института, главный редактор журнала "Знамя" Сергей ЧУПРИНИН работал без малого десять лет.
Сначала были карточки. Очень много. Потом появились компьютер и грант Института "Открытое общество". Грант закончился, а работа над титаническим трудом продолжилась. И даже после того как какое-то время назад словарь появился в "Журнальном зале" интернетовского "Русского журнала", Чупринин продолжал вносить в него новых персонажей и неизвестные прежде детали о персонажах имевшихся. Но Интернет - субстанция нематериальная, совсем другое дело - два преогромных тома. Один вышел в издательстве "РИПОЛ-Классик", другой - в питерской "Пропаганде", хотя точно известно: огромную работу над словарем проделало издательство "Вагриус". Выход словаря в нормальном, "гутенберговском" виде, стал настоящим событием.
В этих двух томах есть по идее все, кто так или иначе засветился в отечественном литпроцессе в период с 1985 по 2000 год. Или по-другому: все, кто попался на глаза Сергею Чупринину или кому-либо из его референтной группы (вроде снежного кома). Всего около 30 тысяч персонажей. Принцип один: выпустил хоть одну книжку - попал в энциклопедию. В этом удивительном издании "демократы" соседствуют с "патриотами", большие писатели с крохотными и с откровенными графоманами. Ни оценок, ни критериев.
Сергей Чупринин - один из самых авторитетных критиков среднего поколения. Его книги "Крупным планом: поэзия наших дней" (1983) и "Критика - это критики" (1988) давным-давно стали настольными для всех, кто тем или иным способом решил посвятить себя литературе. Где-то в конце 80-х Чупринин заметил: литература вместо того, чтобы соединиться в одну (прежнее разделение проходило, во-первых, по границам СССР, во-вторых, внутри страны - на официально признанную и андеграунд), разделилась еще радикальнее.
Конечно, в "Новом мире" знают авторов дружественных журналов, равно как в "Нашем современнике" - своих единомышленников, но друг для друга это абсолютно непересекающиеся множества. Или взять почти непрозрачные отсеки, в которых абсолютно в собственном соку варятся: фантасты - в одном, авторы криминального чтива - в другом, творцы дамских романов - в третьем. О том, что творится за пределами Садового кольца, тем, кто находится в его пределах, известно нетвердо. Что говорить о тех, кто живет на окраинах России, а то и за ее пределами - и тоже пишет по-русски!
Сергей Чупринин называет свое детище просто справочником. Ему ужасно нравится придуманная, очевидно, им самим шутка о том, что энциклопедический словарь "Новая Россия: мир литературы" - это материализация мечты одного из героев гоголевского "Ревизора": всем читателям сообщается, что живет-де такой Бобчинский, да еще и книжки по-русски сочиняет.