Со сцены Дома актера не читали с выражением телеграммы от представителей муниципальной и федеральной власти. Никого не приветствовали похожие на завхозов номенклатурные работники. Не мозолили глаза присыпанные нафталином балетные, оперные и эстрадные звезды. Это был цельный и остроумно сделанный капустник, который органично, живо и непринужденно вели наряженные похожими на пациентов психбольницы ангелами Оксана Мысина и Константин Карасик. Им в подмогу отрядили разбитного санитара с нервным тиком, который то и дело отстранял ситуацию, вынося на сцену транспаранты с понятными всем, в ком не умерло чувство прекрасного, фразами. "До банкета осталось 50 минут" - ну кто в такой ситуации будет тянуть резину? Вручанты были немногословны, получанты искренни. Зал заполнили молодые и очень молодые люди, которых в стенах Дома актера увидеть куда сложнее, чем пожилых, а часто и вышедших в тираж мэтров. Самое обидное, что всю эту радость мы, похоже, имели в последний раз.
Фестиваль "Московские дебюты" проводится с 1995 года. Задуман он был в Союзе театральных деятелей, но с 1996 года его единственным учредителем стал Центральный дом актера. Примерно тогда же по инициативе молодых участников фестиваля в ДА создали "Дебют-центр", который не только занимался собственно фестивалем, но и сам стал продюсировать спектакли. Это был своего рода театральный полигон, на котором молодые режиссеры, драматурги и актеры могли сами, без опеки главрежев и худруков, ставить эксперименты.
Надо ясно понимать, какое время стояло тогда на дворе. Это теперь выпускника ГИТИСа, едва он обнаружил способность правильно строить мизансцену и ставить свет, тут же хватают за шкирку и волокут во МХАТ. Или в Вахтанговский. Или даже в Большой. В середине 90-х пробиться в академический театр дебютанту было так же сложно, как советскому пионеру стать членом политбюро. Молодым считался режиссер, которому перевалило за сорок. Тридцатилетних режиссеров не существовало в природе. Даже с политиками к тому моменту дело у нас и то обстояло лучше. И "Дебют-центр", возглавляемый Сергеем Маргулисом, выполнял в те времена благороднейшую роль. Он не просто придумал награду, которую вручают человеку еще до того, как у него появилась "совокупность заслуг". Он сделал серьезную ставку на молодых. И выиграл.
Режиссеры Елена Невежина, Василий Сенин, Нина Чусова, артисты Сергей Фролов, Дина Корзун, Полина Агуреева, Геннадий Назаров, Павел Деревянко, Никита Зверев, драматурги Ольга Мухина, Иван Савельев - всех их "Дебют-центр" кого просто заприметил, а кого и выпестовал. Потом эту эстафету подхватил у "Дебют-центра" "Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева". Потом - совсем недавно, всего год назад - возник носящийся с молодыми драматургами и режиссерами как с писаной торбой Театр.doc. Но начиналось все именно здесь.
Во многом благодаря подвижнической деятельности Центра в начале нового столетия в российском театре случилась поколенческая революция. И вот Миндаугас Карбаускис, о котором-то мы и услышали-то впервые в прошлом году и которому вручили на сей раз премию за лучший режиссерский дебют, уже сам - нравится ему это или нет - стал театральным ньюсмейкером. Мне лично это нравится. Это значит, что время вялотекущей и, казалось, хронической геронтофилии в нашем театре наконец закончилось.
Тем удивительнее решение, которое вынесла накануне церемонии директор Дома актера Маргарита Эскина: от услуг "Дебют-центра" она отказалась, от фестиваля "Московские дебюты", видимо, тоже. И ее, при желании, можно понять. Во-первых, это дело совершенно нерентабельное - дебютантов сложно пиарить (то ли дело эстрадный вечер с участием Александра Ширвиндта или Веры Васильевой). Во-вторых, молодые у нас теперь и так не пропадут - чего уж с ними возиться. Специально возиться может и не стоит. Стоит беспокоиться, что случившееся в начале столетия вливание свежей крови в русский театр окажется разовым вливанием, а не постоянным и полноценным ее притоком, без которого все вокруг, в первую очередь сам Дом актера, превратится в один большой и плохо реформируемый Дом ветеранов сцены.
ЛАУРЕАТЫ "МОСКОВСКИХ ДЕБЮТОВ"
2002-2003
Мужская роль: Евгений Цыганов - Раскольников в "Преступлении и наказании" (МХАТ им. А.П. Чехова). Женская роль: Дарья Семенова - Таня в спектакле "Таня" (РАМТ). Режиссерcкая работа: Миндаугас Карбаускис - "Долгий рождественский обед" (Театр-студия п/р О. Табакова). Сценография: Ольга Шагалина - "Король-олень" (РАМТ). Драматургия: Сергей Носов - пьеса "Тесный мир". Дебют студента на профессиональной сцене: Александра Урсуляк - Джульетта в "Ромео и Джульетте" (Театр им. А.С. Пушкина), Владимир Жеребцов - Ромео в "Ромео и Джульетте" (Театр им. А.С. Пушкина). Роль второго плана: Валерий Панков - театр "Et Cetera", Глафира Тарханова - театр "Сатирикон". Лучшая роль в музыкальном театре. Вокал: Олесь Парицкий - "Геликон-опера". Пластические жанры: Денис Савин - Большой театр. Лучший дебют театрального критика: Воронова Екатерина - серия публикаций в театральных изданиях. к спектаклю: Владимир Панков, вокальные композиции к "Сладкоголосой птице юности" (театр "Современник"). Премия молодежного жюри: Михаил Угаров - "Облом off" (Центр драматургии и режиссуры п/р Казанцева и Рощина).