Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Молдавии объявил троих сотрудников посольства РФ персонами нон грата
Мир
Сторонники Гуцул устроили акцию протеста у здания суда Кишиневе
Армия
Ракетный крейсер «Варяг» провел в Японском море артстрельбы по целям
Армия
Российские военные поразили радиолокационную станцию ВСУ в Сумской области
Спорт
НХЛ сменила логотип в соцсетях на картинку с гонкой Овечкина за рекордом Гретцки
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +17 градусов в Москве 31 марта
Мир
В Кремле сообщили о продолжении работы с США по выстраиванию двусторонних отношений
Мир
Сийярто назвал позором попытки Евросоюза ускорить процесс вступления Украины
Мир
Защита Гуцул подала апелляцию на решение об ее аресте
Мир
Марин Ле Пен приговорили к четырем годам лишения свободы
Мир
Число погибших при землетрясении в Мьянме превысило 2 тыс. человек
Армия
Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу
Спорт
Российские теннисистки Мирра Андреева и Диана Шнайдер выиграли в финале WTA-1000
Наука и техника
На Солнце произошло пять мощных вспышек класса М
Общество
В Роспотребнадзоре заявили об отсутствии новых вирусов в России
Мир
Более 120 сотрудников МЧС выехали в Мандалай для проведения спасательных работ
Спорт
В РФС допустили получение Россией wild-card на чемпионат мира 2026 года

Лиха беда крепчала

Театральные спектакли бывают плохими, так себе, хорошими, очень хорошими, гениальными. Церемонии вручения каких-либо (в том числе и театральных) премий бывают, как казалось, лишь двух видов - невыносимые и терпимые. Состоявшееся в Доме актера вручение премий "Московские дебюты" внесло в это незыблемое правило существенную коррективу. Оказывается, театральная церемония может быть радостной и - о, чудо! - недлинной. То есть такой, какой ей, собственно, и полагается быть
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Со сцены Дома актера не читали с выражением телеграммы от представителей муниципальной и федеральной власти. Никого не приветствовали похожие на завхозов номенклатурные работники. Не мозолили глаза присыпанные нафталином балетные, оперные и эстрадные звезды. Это был цельный и остроумно сделанный капустник, который органично, живо и непринужденно вели наряженные похожими на пациентов психбольницы ангелами Оксана Мысина и Константин Карасик. Им в подмогу отрядили разбитного санитара с нервным тиком, который то и дело отстранял ситуацию, вынося на сцену транспаранты с понятными всем, в ком не умерло чувство прекрасного, фразами. "До банкета осталось 50 минут" - ну кто в такой ситуации будет тянуть резину? Вручанты были немногословны, получанты искренни. Зал заполнили молодые и очень молодые люди, которых в стенах Дома актера увидеть куда сложнее, чем пожилых, а часто и вышедших в тираж мэтров. Самое обидное, что всю эту радость мы, похоже, имели в последний раз. Фестиваль "Московские дебюты" проводится с 1995 года. Задуман он был в Союзе театральных деятелей, но с 1996 года его единственным учредителем стал Центральный дом актера. Примерно тогда же по инициативе молодых участников фестиваля в ДА создали "Дебют-центр", который не только занимался собственно фестивалем, но и сам стал продюсировать спектакли. Это был своего рода театральный полигон, на котором молодые режиссеры, драматурги и актеры могли сами, без опеки главрежев и худруков, ставить эксперименты. Надо ясно понимать, какое время стояло тогда на дворе. Это теперь выпускника ГИТИСа, едва он обнаружил способность правильно строить мизансцену и ставить свет, тут же хватают за шкирку и волокут во МХАТ. Или в Вахтанговский. Или даже в Большой. В середине 90-х пробиться в академический театр дебютанту было так же сложно, как советскому пионеру стать членом политбюро. Молодым считался режиссер, которому перевалило за сорок. Тридцатилетних режиссеров не существовало в природе. Даже с политиками к тому моменту дело у нас и то обстояло лучше. И "Дебют-центр", возглавляемый Сергеем Маргулисом, выполнял в те времена благороднейшую роль. Он не просто придумал награду, которую вручают человеку еще до того, как у него появилась "совокупность заслуг". Он сделал серьезную ставку на молодых. И выиграл. Режиссеры Елена Невежина, Василий Сенин, Нина Чусова, артисты Сергей Фролов, Дина Корзун, Полина Агуреева, Геннадий Назаров, Павел Деревянко, Никита Зверев, драматурги Ольга Мухина, Иван Савельев - всех их "Дебют-центр" кого просто заприметил, а кого и выпестовал. Потом эту эстафету подхватил у "Дебют-центра" "Центр драматургии и режиссуры п/р Алексея Казанцева". Потом - совсем недавно, всего год назад - возник носящийся с молодыми драматургами и режиссерами как с писаной торбой Театр.doc. Но начиналось все именно здесь. Во многом благодаря подвижнической деятельности Центра в начале нового столетия в российском театре случилась поколенческая революция. И вот Миндаугас Карбаускис, о котором-то мы и услышали-то впервые в прошлом году и которому вручили на сей раз премию за лучший режиссерский дебют, уже сам - нравится ему это или нет - стал театральным ньюсмейкером. Мне лично это нравится. Это значит, что время вялотекущей и, казалось, хронической геронтофилии в нашем театре наконец закончилось. Тем удивительнее решение, которое вынесла накануне церемонии директор Дома актера Маргарита Эскина: от услуг "Дебют-центра" она отказалась, от фестиваля "Московские дебюты", видимо, тоже. И ее, при желании, можно понять. Во-первых, это дело совершенно нерентабельное - дебютантов сложно пиарить (то ли дело эстрадный вечер с участием Александра Ширвиндта или Веры Васильевой). Во-вторых, молодые у нас теперь и так не пропадут - чего уж с ними возиться. Специально возиться может и не стоит. Стоит беспокоиться, что случившееся в начале столетия вливание свежей крови в русский театр окажется разовым вливанием, а не постоянным и полноценным ее притоком, без которого все вокруг, в первую очередь сам Дом актера, превратится в один большой и плохо реформируемый Дом ветеранов сцены. ЛАУРЕАТЫ "МОСКОВСКИХ ДЕБЮТОВ" 2002-2003 Мужская роль: Евгений Цыганов - Раскольников в "Преступлении и наказании" (МХАТ им. А.П. Чехова). Женская роль: Дарья Семенова - Таня в спектакле "Таня" (РАМТ). Режиссерcкая работа: Миндаугас Карбаускис - "Долгий рождественский обед" (Театр-студия п/р О. Табакова). Сценография: Ольга Шагалина - "Король-олень" (РАМТ). Драматургия: Сергей Носов - пьеса "Тесный мир". Дебют студента на профессиональной сцене: Александра Урсуляк - Джульетта в "Ромео и Джульетте" (Театр им. А.С. Пушкина), Владимир Жеребцов - Ромео в "Ромео и Джульетте" (Театр им. А.С. Пушкина). Роль второго плана: Валерий Панков - театр "Et Cetera", Глафира Тарханова - театр "Сатирикон". Лучшая роль в музыкальном театре. Вокал: Олесь Парицкий - "Геликон-опера". Пластические жанры: Денис Савин - Большой театр. Лучший дебют театрального критика: Воронова Екатерина - серия публикаций в театральных изданиях. к спектаклю: Владимир Панков, вокальные композиции к "Сладкоголосой птице юности" (театр "Современник"). Премия молодежного жюри: Михаил Угаров - "Облом off" (Центр драматургии и режиссуры п/р Казанцева и Рощина).
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением