Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Идиот" и Набутов

Под конец сезона и впервые чуть ли не за год обстановка "в телевизоре" оказалась настолько спокойной, что в мае главным объектом внимания оказались, как на самом деле и должно быть, не теледеятели, не скандалы, а телевизионный продукт. В немалой мере тому поспособствовали и несколько премьер месяца - и, в первую очередь, «выход "Идиота" на "России" - после долгого отсутствия классика вернулась на экран в виде широкомасштабного и дорогого проекта, который к тому же не только просвещает широкие массы и приобщает их к высокодуховному, но и, как ни странно, вытаскивает канал на позицию № 1»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Под конец сезона и впервые чуть ли не за год обстановка "в телевизоре" оказалась настолько спокойной, что в мае главным объектом внимания оказались, как на самом деле и должно быть, не теледеятели, не скандалы, а телевизионный продукт. В немалой мере тому поспособствовали и несколько премьер месяца. Все суждения выносились по следующим номинациям: 1) персона, 2) программа, 3) событие, 4) антисобытие. Елена АФАНАСЬЕВА, "Политбюро": 1. Кирилл Набутов. Назначение его главным продюсером НТВ сулит каналу неплохие творческие перспективы. Главное, чтобы административная ипостась не отняла у зрителей Набутова-репортера. 2. Появление "Личного вклада" Александра Герасимова и возвращение в эфир "Намедни" Леонида Парфенова заставили вспомнить присказку о двух медведях в одной берлоге. Как они будут ее делить?! 3. Конечно же, премьера "Идиота". Впервые за долгое время отечественное телевидение подошло к тому технологическому, финансовому и нравственному этапу, на котором может позволить себе сериалы для ума, а не только для рейтинга. Впрочем, и рейтинг у "Идиота" оказался весьма высок - в назидание тем теленачальникам, которые, кивая на зрителей, привыкли заполнять эфир бесконечными концертами попсы и юмористов. А зритель, как выяснилось, хочет зрелища не только яркого, но и серьезного. Евгений Миронов, безусловно, претендент № 1 на новую номинацию "ТЭФИ" лучшему актеру сериала. 4. Мучительно ожидаемое назначение Александра Любимова гендиректором ТВС так и не состоялось, а в бесконечных дрязгах акционеров компания рассыпалась как карточный домик. Исход очередной партии хороших корреспондентов и программного директора Олега Точилина с канала лишнее доказательство того, что в доказательстве уже не нуждается. Вот так десять суперолигархов легко угробили хороший канал. Максим БАЛУТЕНКО, "Время новостей": 2. Проект Кирилла Набутова "Петербург от А до Я. Популярная энциклопедия" (ТВС). Этот документальный сериал со всех сторон выгодно отличается от псевдоисторических и помпезных работ Леонида Парфенова; фильм Дениса Шуйского "Странная война" (НТВ); русский EuroNews. 3. Объявление медиа-комитетом открытого тендера на выполнение работ по измерению российской телевизионной аудитории; завершение кадровых перестановок на НТВ и, как логическое их окончание, - назначение Кирилла Набутова генпродюсером канала. Приобретение Альфа-банком прав на российские сериалы. 4. Как всегда, непрекращающееся безумие вокруг многострадальной "шестой кнопки". Правовые коллизии, неопределенности с лицензией, собственниками и руководством, уход менеджеров и журналистов с каждым днем все приближают ТВС к фактическому уничтожению. Анна КАЧКАЕВА, радио "Свобода": 2. "Петербург от А до Я" (ТВС). Очень сочная энциклопедия от Кирилла Набутова. Возвращение "Намедни" и Парфенова, деликатно смирившегося с непрофессиональным еще три месяца назад начальством. На фоне сплошной веселухи майских праздников - безразмерные концерты пополам с петросяновско-степаненковским юмором - неожиданно свежо выглядели архивная демонстрация трудящихся и программа "Время" тридцатилетней давности (М1). Программа со знаком "минус". "Обыкновенный терроризм" с Сергеем Медведевым на "Первом" - окартиненная пропагандистская акция на основе трофейных и оперативных съемок ФСБ, драматургическим и публицистическим достоинствам которой вовсе не способствуют навязанные ассоциации с великим "Обыкновенным фашизмом" М. Ромма. Как в эфире пекущегося о своей респектабельности канала допустили показ кадров, на которых запечатлены животный ужас и предсмертные хрипы людей, которым взрезают горло, - это вопрос (эфир 6 мая). 3. Событие. "Бригадой" по сути телеканал "Россия" начал нынешней телевизионный сезон. "Идиотом" практически заканчивает. Знаковое событие для российской многосерийности. Первое добротное обращение к русской классике с советских времен. Возможно, будет преодолен психологический барьер продюсеров и зрителей по отношению к сериалу как к "низкому жанру" - только "мыло" или только криминал. Крепкий сериал может быть не только про "Бандитский Петербург", но и про Петербург Достоевского. Странное событие. Появление очередного "спортивного" канала - точно по поговорке: "не было ..., да вдруг алтын". Когда "частник" (7ТВ) капризничает и плохо покупается, государство "включает" ресурс. В таких случаях вопрос "откуда деньги?" и разговоры о целесообразности - не существенные. Главное - "социальная значимость проекта". Анна КОВАЛЕВА, "Известия": 1. Безусловно, Евгений Миронов. Его трудно отнести к чисто телевизионным людям, но после князя Мышкина в абсолютно телевизионном жанре - телесериале "Идиоте" - все остальные персонажи вне какой-либо их связи с ТВ на фоне Миронова меркнут. Неведомый мне футбольный комментатор заявил: "Так, ну этот упал, ничего. Полежит-полежит и встанет" - милосердие, понимаешь. 2. Вячеслав Грунский и его "Брачные игры" ("Россия"). "Треугольники" про Масяню в нововышедших "Намедни", сокращение, оно, конечно, всему на пользу идет, но поразительно, что даже "Масяню" оно не испортило, а только украсило. 3. Конечно, выход "Идиота" на "России" - после долгого отсутствия классика вернулась на экран в виде широкомасштабного и дорогого проекта, который к тому же не только просвещает широкие массы и приобщает их к высокодуховному, но и, как ни странно, вытаскивает канал на позицию № 1. Тотальное отсутствие рекламы даже не 9 мая, что уже для большинства каналов почти традиция, но 1 мая: "Служебный роман" ("Первый") - две серии подряд без рекламы - и отсутствие чего-либо другого, что можно смотреть, произвели какое-то странное впечатление. Казалось, снова нет рекламы, современного телевидения, зато есть 1 Мая с флагами, ритуальными плясками на Красной площади и чем-нибудь таким, что народу нравится, а потому - как праздничный сервиз в противовес выщербленным чашкам - достается из архива к случаю. Александр МЕЛЬМАН, "МК" 1. Леонид Парфенов и Александр Герасимов. Карлсон (Парфенов) вернулся и, как всегда, показал класс. Несмотря на его странные бодания с новым менеджментом НТВ, стоит признать: за что бы на ТВ Леонид ни взялся, все у него выходит по высшему разряду (повтор "Российской империи" тому пример). На фоне собрата по перу г-н Герасимов, как автор "Личного вклада", пока выглядит бледно. В субботний вечер смотреть такое нормальному человеку тяжело. А какой был пиар! 2. То, что сейчас происходит на ТВС, все больше походит на скверный анекдот. Или кошмарный сон. 3. Концерт Александры Пахмутовой ("Россия"). Да, было в Союзе и что-то хорошее. Много хорошего. Поп-звезды искренне ностальгировали на песнях Александры Николаевны. Потому что такие песни. На М1 в День Победы повторили "Голубой огонек" и программу "Время" от 9 мая 1975 года. Идея хорошая, но такой официоз... Всеми поруганное наше нынешнее ТВ гораздо ярче и интереснее. Нет, все-таки скучно было жить в Союзе. Ирина ПЕТРОВСКАЯ, "Известия": 2. "Петербург от А до Я. Новая энциклопедия" (ТВС). Кирилл Набутов умудрился сделать очень современную программу, в которой он, развлекая, просвещает: остроумно, оригинально, всесторонне. 3. Премьера фильма "Идиот" на канале "Россия". Впервые за историю постсоветского ТВ осуществлена экранизация русской классики. Получилось кино высокого качества. К тому же выяснилось, что зритель отнюдь не зациклен на "мыле" и криминале. Глядишь, часть аудитории, не знакомая с Достоевским, после фильма и к книжке потянется, роман прочтет. Возвращение "Намедни" (НТВ) - событие с привкусом курьеза. После пафосного прощания ("Поймите и вы нас") Леонид Парфенов вновь, как ни в чем не бывало, появился в эфире. А стоило ли огород-то городить и борцом неизвестно за что и с чем представляться? Елизавета ТРЕНЕВА, "Российская газета": 1. Николай Сенкевич, чей приход в качестве гендиректора на НТВ был воспринят с недоверием, за последнее время произвел кардинальные и весьма неожиданные перемены в высшем менеджменте канала. Результатов этих назначений, судя по всему, ждать недолго, поскольку на НТВ "потянулись" сильные кадры из других телекомпаний, вернулись многие энтэвэшники, уходившие на ТВС. 2. Два мощных проекта - Эдварда Радзинского "Александр II. Жизнь. Любовь. Смерть." ("Первый канал") и Леонида Парфенова "Российская империя" (НТВ), - работающих на одном "пространстве" российской истории. Каждый блестяще разрабатывает тему "имперской идеи", но с разным отношением к ее влиянию на день сегодняшний. К ним присоединился и остроумный исторический цикл фильмов Кирилла Набутова "Петербург от А до Я" (ТВС). Редкий случай, когда телеканалы сумели найти для близких по теме передач совершенно разные форматы, а не дублировать их, как это происходит с всевозможными ток-шоу, "круглыми столами", играми и пр. 3-4. Подписание в начале апреля членами Индустриального комитета Антитеррористической конвенции. Она должна ограничить неуемное желание журналистов выдать первыми горячую новость ответственностью за то, чтобы информация не приносила вреда людям, попавшим в беду. Уже перестал удивлять медленный распад коллектива ТВС, из которого друг за другом уходят ведущие передач и журналисты. В это время в телеэфире по мере приближения первомайских дней был вал юмористических программ, хронометраж которых зашкаливал за все разумные пределы. "Бабы, вперед!", "И жизнь, и слезы, и любовь" Елены Степаненко, "Аншлаг" ("Россия"), "Кривое зеркало" Евгения Петросяна ("Первый") - такое количество юмора не могло не переродиться в пошлое качество, хотя зрители на экране охотно помирали от смеха. Неудачей обернулся сериал "Янтарные крылья" на ТВЦ, несмотря на такую мощную поддержку, как музыка Мишеля Леграна. Как должны работать актеры и что такое режиссерская воля в сериальном кино, вскоре показала премьера "Идиота" Владимира Бортко на "России". Сергей Фомин, журнал "Телефорум": 1. Дмитрий Хворостовский (Сольный концерт в КДС, "Россия"). Владимир Машков - Парфен Рогожин ("Идиот", "Россия"). Максим Суханов - Иван Васильевич/Бомбардов ("Театральный роман", "Культура"). 2. "Петербург от А до Я" Кирилла Набутова (ТВС). "Крылья" ("Первый") - о русских летчиках Первой и Второй мировых войн, "Оружие Победы. Танк Т-34" ("Тайны забытых побед", "Первый"). Сюжет об учениях по гражданской обороне, проходивших в Ржевских банях ("Вести-Москва", "Россия"). 3. Отказ от рекламы в День Победы ("Первый"). Экспансия классики вечером 14 мая - "Идиот", пусть даже и вспоротый заживо рекламными вставками ("Россия") + "Театральный роман" ("Культура"). Назначение Кирилла Набутова генеральным продюсером НТВ. Надеюсь, что органически присущую ему телегению он сможет распространить и на пространство, большее, чем его собственные программы (см. выше). 4. Фальшивая до фарса предвыборная PR-групповуха со Светланой Сорокиной ("Основной инстинкт", "Первый"), что особенно чувствуется в присутствии звучащих сразу за нею текстов Достоевского на параллельном канале. Наталья Ростова, "Газета.Ru": 2. Подача в Конституционный суд жалобы журналистом против драконовских поправок ЦИК, реально угрожающих деятельности всех СМИ. Константин Катанян единственный, кто реально ведет борьбу против них. 3. Продолжающаяся концентрация СМИ в руках государства. Создание на государственной базе негосударственного спортивного канала. В составе учредителей нет ни одного частного инвестора, сплошь госмужи и госбанки. Значит ли это, что они создают собственный бизнес на основе мощностей государства? Михаил Лесин, призвавший не называть канал государственным, знал, о чем говорит. Иначе журналисты непременно вспомнят заверения Минпечати о грядущем разгосударствлении СМИ. Еще одно абсолютное антисобытие - отказ олигархов ТВС от одной из лучших программ - "Тушите свет". Богатейшие люди России проявили удивительную способность не суметь оплатить работу маленькой студии. В канун выборов это кажется особо подозрительным.
Комментарии
Прямой эфир