В Дагестане прошел однодневный военно-мобилизационный сбор чиновников республиканского уровня, организованный республиканским военным комиссариатом. Главы администраций городов и районов, республиканские министры отрабатывали организационные навыки на случай объявления всеобщей или частичной мобилизации. Осенью в республике намечено провести масштабные военно-мобилизационные учения. В отличие от других регионов в Дагестане серьезно подходят к таким мероприятиям. Вторая чеченская война началась с рейда чеченских боевиков на Дагестан. В ответ федеральные силы не только вытеснили агрессоров, но и стерли с лица земли два крупных дагестанских села - Карамахи и Чабанмахи, власть в которых захватили ваххабиты. Чем живут сегодня печально известные селения? Остались ли здесь ваххабиты? Не назревает ли в атмосфере затишья и ожидания амнистии очередная буря? Чтобы получить ответы на эти вопросы, в селе Карамахи побывал специальный корреспондент "Известий".
Учителя от Хаттаба
При въезде в село Карамахи стоит пост милиции, окруженный мешками с песком. В свое время здесь находился пропускной пункт ваххабитов. А на въезде висела зеленая табличка с надписью на арабском и русском: "Вы въезжаете на территорию, где действуют законы шариата". В центре села небольшой импровизированный базарчик: с борта нескольких грузовиков торгуют хлебом, сигаретами, одеждой. Раньше здесь стояла зенитная установка.
Село Карамахи за эти четыре года восстановилось полностью: новые дома, мечеть, школа, администрация. Для истории и в знак назидания потомкам в селе оставили лишь прежнюю, разрушенную авиабомбами мечеть и несколько развалин домов главарей-ваххабитов. Но о войне здесь вспоминать не любят и в своих молитвах просят Всевышнего о мире, здоровье и щедром урожае. Земля для местных жителей - единственная кормилица.
Из российских политиков в Карамахах больше всего не любят Степашина. Говорят, если бы в свое время он навел здесь порядок, не было бы "той войны", не было бы пепелища на месте села.
- Он приезжал к нам в сентябре 98-го, будучи министром внутренних дел России. Его встречали как дорогого гостя, - рассказывает глава сельской администрации Ибадулла Макаев. - Напоили, накормили, бурку подарили. Неужели он не знал о том, что здесь творилось, - власть ведь уже была у ваххабитов. Степашин тогда сказал: "Если это экстремисты, то очень симпатичные экстремисты". И эти "хорошие люди" продолжали вооружаться. Ну а потом сами знаете, какая каша заварилась...
Ибадулла возглавил село сразу после кровавых событий 99-го. До этого работал в школе учителем, а после ушел, как он сам говорит, в коммерцию. Во время боевых действий возглавил два отряда ополченцев и помогал федеральным силам. Когда из села уже вышли войска, население доверило ему власть.
- Мы и сами бы смогли справиться с ваххабитами, но опасались появления кровников, - словно оправдываясь, вспоминает глава. - Активных радикалов среди местных жителей было человек 200-250, а всего в селе проживало более 5000 человек. Мы понимали, если брат пойдет на брата, сосед на соседа, потом совместно жить мы уже не сможем.
По сути ваххабиты захватили власть в Карамахах еще в 96-м, через несколько месяцев после того, как в село приехали из Иордании несколько исламских проповедников. Уже тогда они запрещали детям ходить в школы, свадьбы играли без музыки, призывали всех жить по шариатским законам. Если кто попадался им на глаза выпившим, не пьяным даже, но с запахом, - получал сорок ударов палками. Взял что плохо лежало - руку отрубали. Здесь же зачастую скрывали похищенных в Чечне людей. Несколько раз между радикалами и милицией возникали опасные стычки. Но сила была на стороне первых. В мае 98-го они захватили местный отдел милиции, забрали все оружие, а милиционеров силой заставили покинуть территорию. Тогда же на въезде и появилась надпись: "Вы въезжаете на территорию, где действуют законы шариата". Ваххабитским здесь считался каждый восьмой дом.
К обороне ваххабиты готовились серьезно: рыли подземные ходы, сооружали склады боеприпасов, предусмотрели госпиталь и даже тюрьму. При этом работали в основном провинившиеся, ослушавшиеся ваххабитских указаний. В наказание они неделями рыли землю. К 99-му году здесь был целый подземный город.
- Эти люди из Иордании сначала сказали, что будут обучать исламу. Вот к ним и потянулось глубоко верующее население. Теперь я понимаю: эти "учителя" приходили подготовить почву, потом они ушли, а их место заняли люди Хаттаба. Они-то и принесли оружие, вырыли окопы и научили людей стрелять. Детей они обучали своему языку. Некоторые уже ни одной буквы русского алфавита не знали, а по-арабски говорили свободно, - вспоминает Ибадулла Макаев.
- А сейчас, - спрашиваю, - могут в окрестностях скрываться боевики?
- Я знаю на 100 процентов, что нет. В село ни один человек незамеченным не проникнет. Во-первых, милиции много, во-вторых, сами местные жители очень боятся повторения событий и очень настороженно относятся ко всему проникающему извне, ко всем посторонним.
Сложно прожить без "Камаза"
Мальчишки у школы окружают меня стайкой. Громко что-то обсуждают на своем языке, показывают на диктофон. Включаю при них запись, потом перематываю - даю прослушать их гвалт. Дикий восторг! На появление из моего кармана мобильного телефона самый бойкий из ребятишек по имени Ахмед тянет руку: "Дай-ка!" С серьезным видом понажимав на кнопки, он возвращает мне трубку со словами: "Такие я уже видел!" Мобильник для Карамахов вещь в хозяйстве бесполезная, а потому невостребованная. Другое дело - "Камаз". В школе автодело в числе основных дисциплин. Ахмед мне рассказывает, что у его отца есть джип, "Волга" и "Камаз" и что ему, Ахмеду, дальше не нужно учиться в школе - он уже и так умеет на всех машинах ездить.
- А сколько же ты классов уже закончил?
- Шесть!
Мальчишки, вслед за своим другом, заявляют с гордостью, что "Камазы" есть и у них. Кто-то выкрикивает еще про "Нивы" и джипы.
На жизнь, а уж тем более на бедность в Карамахах не жалуется никто. На 1600 дворов приходится более 700 грузовых машин. Практически каждый мужчина исколесил уже пол-России, поставляя со своих участков картошку, капусту, морковь. Для хороших урожаев здесь есть все необходимые условия: умеренный климат, плодородная земля, а главное - трудолюбивые люди. Практически каждая семья имеет на горных склонах в среднем около 70 соток земли. В каждом четвертом дворе до 80 голов скота. За сезон, а в Карамахах в другое время работы нет, семья зарабатывает порядка ста тысяч рублей. Плюс - свое мясо, молоко, овощи...
- Это только кажется, что у нас много зарабатывают. Сами посмотрите, сколько всего сделать надо. - Местный житель Иман Долгатов загибает пальцы. - У нас в каждой семье в среднем четверо-пятеро детей, каждому парню надо построить хороший каменный дом, чтобы было куда жену привезти, а кто захочет учиться, тому еще оплатить хорошее образование. А свадьбу сыграть, когда до тысячи человек собирается, сколько денег надо, а?
Иман, как выясняется, один из тех, кого после событий 99-года причисляли к сторонникам ваххабитов. Однако когда стали восстанавливать село, на сходе решили его простить.
- На нем не было крови, он никого не убивал, не нарушал законов, - поясняет Ибадулла Макаев.
Простили не многих
Высшей властью после тотального разрушения села (в руины были превращены 95% строений - 1850 домов) стал сельский сход, который и решал, кому можно вернуться обратно в село, а кому быть изгнанником. Некоторые ваххабиты, либо амнистированные, либо отсидевшие маленькие сроки, приезжали на свои земли просить прощения за принесенные несчастья и обиды. Но простили немногих. Более тридцати человек сельский сход так и не "амнистировал". А примерно 150 наиболее активных ваххабитов и вовсе побоялись возвращаться в родные места, скрываются где-то в России или за границей. Обратной дороги нет: против них и закон, и земляки.
- Из мирных людей тогда погибло человек шесть. Ваххабитов - не меньше пятидесяти. Я видел своими глазами трупы 48 бандитов, - говорит сельский глава.
- У них это на лбу написано было?
- Зачем? Я что, думаете, черного барана от белого не отличу?! У нас их все в лицо знали!
Когда федеральные войска бомбили Карамахи, предварительно предоставив мирным жителям возможность уйти, некоторые сельчане наблюдали за происходящим со склонов гор. И проклинали всех и вся. Тогда казалось, что вернуться обратно уже нереально, - перед самой зимой они остались без денег и урожая. Но власти пообещали - восстановим. Компенсации на жилье действительно получили все.
До известных событий за порядком в Карамахах следили семь сотрудников милиции. Сейчас в поселковом отделении служит сто человек. Большинство - прикомандированные из других райотделов республики. Среди местных жителей желающих носить форму нет - предпочитают работать на земле. Сами милиционеры признаются, что сегодня никакой угрозы со стороны боевиков для села нет, да и бытовые преступления здесь большая редкость.
- И все же пока мы не собираемся сокращать штаты. Хватит, один раз уже обожглись, - говорит глава Буйнакского района Магомед Алахваев. - К тому же в приграничной Чечне до сих пор еще не так спокойно, как хотелось бы.
Хроника дагестанской войны
Еще в конце июля 1999 года в приграничных районах стали распространяться слухи о возможном вторжении боевиков в Дагестан. Однако силовые органы всячески опровергали их. И опровергали информацию о накоплении боевиков на административной границе Чечни и Дагестана. 2 августа в районе селения Гагатли Цумадинского района произошел первый огневой контакт сотрудников милиции с боевиками. 4 августа боевые столкновения происходили уже в нескольких селениях Цумадинского и Ботлихского районов. К середине августа в руках боевиков оказалось несколько приграничных сел. 29 августа в Карамахах и Чабанмахах начинаются ожесточенные бои между боевиками и федеральными войсками. Ваххабитский анклав удается взять лишь к середине сентября. Война в Дагестане длилась 45 дней. В боевых операциях, по официальным сводкам, погибли 117 военнослужащих Министерства обороны, 109 военнослужащих внутренних войск МВД России, 53 сотрудника милиции МВД Дагестана. Погибло более 100 мирных жителей, 4236 семей остались без крова.