Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Прошел II международный фестиваль Булата Окуджавы

Три дня в конце минувшей недели один из красивейших городов Европы жил под песни Булата Окуджавы, который когда-то назвал Польшу "самым веселым бараком социалистического лагеря". Кульминацией фестиваля стал огромный концерт, который собрал на Рыночной площади Кракова многие тысячи местных жителей, а также гостей из других городов, и не только польских. На VIP-местах сидели, похоже, все министры правительства Польши, судя по их реакции, настоящие поклонники творчества Булата Окуджавы. К началу концерта площадь оказалась заполненной по окружающие ее здания. Трубач протрубил на этот раз "Ах, Арбат, мой Арбат" - и все началось…
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Три дня в конце минувшей недели один из красивейших городов Европы жил под песни Булата Окуджавы, который когда-то назвал Польшу "самым веселым бараком социалистического лагеря". Кульминацией фестиваля стал огромный концерт, который собрал на Рыночной площади Кракова многие тысячи местных жителей, а также гостей из других городов, и не только польских. Первый фестиваль прошел в 2001 году в Москве, посередине между днем рождения Булата Окуджавы (9 мая) и днем его смерти (12 июня). Идеологом и одним из главных организаторов фестиваля стала президент телекомпании Ren TV Ирена Лесневская. Театр имени Вахтангова не смог тогда вместить всех желающих, но организаторы это предусмотрели и установили огромный экран и ретрансляторы на Арбате. Билеты на фестиваль делились на бесплатные и очень дорогие, деньги от продажи которых пошли, в частности, на установку памятника Окуджаве на Арбате. О желании провести второй фестиваль заявили многие страны, в числе которых Америка, Израиль, Италия. Особенно настаивала Польша, где давно и взаимно любили Окуджаву, проводили свои фестивали его песен. Наши этой настойчивости уступили с удовольствием, но скоро выяснилось, что прелестный театр имени Словацкого, крупнейший в Кракове, слишком мал для проведения международного фестиваля. И тогда Ирене Лесневской пришло в голову попросить у руководства города... площадь. Главную, Рыночную, на которой с ратуши каждый час трубит тот самый трубач, о котором писал Булат Окуджава в стихотворении "Прощание с Польшей", посвященном Агнешке Осецкой. Власти, ошарашенные подобной просьбой, площадь дали. Но ровно с этого момента фестиваль стал абсолютно некоммерческим. Дату проведения главного концерта фестиваля назвал президент Польши (позже выяснилось, что 24 мая у него была лекция в Краковском университете), и организаторы с этим согласились, хотя было понятно, что некоторые исполнители не смогут приехать из-за мероприятий, связанных с 300-летием Санкт-Петербурга, а кое-кто - из-за концерта в Москве Пола Маккартни. Александр Квасьневский был в Кракове в день концерта, но уехал из города задолго до его начала из-за дел, связанных с референдумом по поводу вступления Польши в НАТО. Зато на VIP-местах сидели, похоже, все министры правительства Польши, судя по их реакции, настоящие поклонники творчества Булата Окуджавы. К началу концерта площадь оказалась заполненной по окружающие ее здания. Трубач протрубил на этот раз "Ах, Арбат, мой Арбат" - и все началось. Концерт вели Евгения Крюкова (уже во второй раз), Александр Домогаров и один из лучших польских конферансье Петр Балтрочук. Домогаров в Польше - любимец публики: он снялся в фильме именитого Ежи Гофмана по культовому роману Генрика Сенкевича "Огнем и мечом", а также сыграл главную роль в "Макбете" одного из краковских театров. На сей раз он еще и дебютировал в качестве певца, спев две песни Окуджавы: "Не бродяги, не пропойцы" и - на музыку Исаака Шварца - "Кавалергарда век недолог". Фестиваль получился действительно международным. Помимо большого числа поляков (что естественно во всех смыслах) и наших (что тем более понятно) здесь были певцы и певицы из США и Италии, Чехии и Румынии, Голландии и Японии. Не всем в равной степени удалось передать очарование поэзии Окуджавы, тем более - ее порой горьковатую иронию. Например, румыны Моника Ангел и Марсель Павел превратили мудро-ироничные песни Окуджавы в жестокие романсы. Но не все удалось и отечественным исполнителям. Ярко и броско спевшие Булата Окуджаву Тамара Гвердцители и Олег Митяев думали при этом, казалось, больше о себе, и это было очень заметно. "Трио Эрденко" спело по-цыгански страстно, но на большого любителя. Группа "Кроссроудз" оказалась наиболее хороша в гитарных соло, которые имели к Окуджаве самое косвенное отношение. Сосо Павлиашвили со знаменитой песней из "Белого солнца пустыни" был уж чересчур брутален. Одной из самых "попавших" в стилистику Булата Окуджавы стала в этот вечер японка Сигеми Яманоути. Она совершенно очаровательно не допела "Песенку о бумажном солдате", засмотревшись на пантомиму с солдатиками, попросила разрешения на еще одну попытку - и уже допела до конца. Удачно и очень профессионально спела "Надежды маленький оркестрик" и "По Смоленской дороге" американка Сюзи Боггас. Хорош был итальянец Фенарди, спевший "Когда воротимся мы в Портленд" и "Молитву Франсуа Вийона". В этот вечер слушатели смогли услышать и сравнить три "Молитвы": на итальянском, русском и польском. Поляки были адекватны практически все, что еще раз подтвердило правильность выбора организаторов фестиваля. Особенно выделю все же Мирослава Чижикевича и Анету Ластик. Телевизионную версию заключительного концерта Второго международного фестиваля Булата Окуджавы можно будет увидеть в день его памяти - 12 июня - на Ren TV. А следующий, третий фестиваль, если все будет в порядке, может состояться не где-нибудь, а в Сан-Ремо. В Италии, как оказалось, очень любят авторскую песню и проводят альтернативные фестивали. Но присутствовавший в Кракове известный музыкальный издатель и импресарио Джан Пьеро Симонтакки, который когда-то привозил в СССР Альбано и Ромину Пауэр, Джанни Моранди и других кумиров, считает, что фестиваль Окуджавы надо готовить. И в смысле общественного мнения, и в прямом - денежном - смысле. Почему бы, считает он, российским олигархам не подержать такое достойное дело? Ведь Булат Окуджава - бренд не меньший, чем, скажем, "Битлз" или "Роллинг Стоунз".
Комментарии
Прямой эфир