Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Подарочный набор

На российских просторах не осталось, наверное, ни одной структуры, не вовлеченной в большое концептуальное дело общенационального празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Телеканалы тоже не смогли пройти мимо такого прекрасного информационного повода и, не ограничившись новостными сюжетами, которых с каждым днем становится все больше, запустили целую серию юбилейных фильмов, художественных и документальных, ток-шоу и прочих программ. Флагманом телеюбилея выступает "Первый канал", побивший всех соперников если и не умением, то числом
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл


"Первый": реконструкции и реминисценции

Питер освоен "Первым каналом" практически во всех жанрах: тактично обойдена непраздничная тема преступности, зато лирические воспоминания и освоение современного пространства прошло полным ходом. Во первых строках идут, конечно же, "Русский ковчег" Александра Сокурова (31 мая, 23.15) и "Янтарный призрак" Светланы Сорокиной (31 мая, 18.25). Оба фильма посвящены одному и тому же - прошлому, но разным его сторонам. "Янтарный призрак" Сорокиной - история исчезнувшей Янтарной комнаты, которая была вывезена немцами в 1941 году из Екатерининского дворца, какое-то время "пожила" в Кенигсберге, после чего исчезла. На четыре дня уедет в Питер "Апология" Диброва (26-29 мая, 01.10), где он будет общаться с питерским народом - простым и не очень: Шемякиным и Пиотровским, Митьками, Сергеем Бугаевым-Африкой, автором Масяни Олегом Куваевым, Борисом Стругацким и пр. Но этим Дибров решил не ограничиваться и снял еще и фильм "Питерский рок", который представляет собой своего рода прогулку по Питеру с Борисом Гребенщиковым, делящимся воспоминаниями и впечатлениями (31 мая, 1.15). В Питер уехала даже "Большая стирка" Малахова. А в документальном фильме "Декорации для жизни" (31 мая, 12.15) о Питере расскажут режиссеры Игорь Масленников, Алексей Герман, Александр Рогожкин, Алексей Балабанов и Дмитрий Месхиев.

"Россия": почти официальная хроника

Телеканал "Россия" в юбилейной гонке участвует как хроникер и наблюдатель. Эфир канала займут многочисленные трансляции самых важных официальных мероприятий, которые будут проходить в Питере в юбилейные дни (гала-концерт в Мариинке, открытие Константиновского дворца, концерт Розенбаума на Дворцовой площади и многое другое). Такую почти документальную картину разбавит очередной фильм из сериала "Тайны дворцовых переворотов" Светланы Дружининой "Я - император" (30 мая, 20.50) о том, как одиннадцатилетний мальчик становится царем Петром I и чего ему это стоит.

НТВ: цари, корюшка, мосты

НТВ тоже не пропустило юбилея, выставив на его отработку ударные силы. Лидером юбилейной гонки можно смело назначить четыре новые серии "Российской империи" Леонида Парфенова "Александр III" (26 мая, 22:40) - одна серия, три серии "Николая II" (27, 29 мая, 22:40 и 30 мая, 23:30). Также НТВ не упустит и "Новейшую историю" и покажет фильм Юрия Зиненко "Санкт-Петербург. Вид на место жительства" (24 мая, 19.00), который представляет Питер без парадной формы одежды - белые ночи, разводные мосты, рыба корюшка, коммунальные квартиры, наводнения и проч. Главная задача этого фильма - отбросить нагромождение туристических буклетов, излишнюю поэтику, слащавость и напыщенность юбилейной суеты. "Прикоснуться" к Петербургу, но не на уровне лекции экскурсовода, а на уровне физиологии города.

RenTV: император и любовь

RenTV по случаю юбилея запускает восьмисерийный художественный фильм "Любовь императора", который повествует, как нетрудно догадаться, об Александре II и княжне Долгорукой. В главной роли - Георгий Тараторкин, который когда-то начал свою карьеру в кино с того, что бросил бомбу в Александра II.

Светлана СОРОКИНА, телеведущая:

Янтарная комната - это настоящий антидепрессант

О фильме "Янтарный призрак", который выйдет в следующую субботу на "Первом" канале, его автор Светлана СОРОКИНА рассказала обозревателю "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ.

- Почему вы решили снять свой фильм именно о Янтарной комнате?

- 31 мая в Екатерининском дворце откроют возрожденную Янтарную комнату, и, по-моему, это неплохой информационный повод. К тому же я много лет интересуюсь судьбой Янтарной комнаты.

- На чем построен ваш фильм?

- На хронике, на архивных материалах, на беседах с людьми, которые могут пролить хоть какой-то свет на эту загадку, и на истории самой комнаты - и до ее исчезновения в том числе. Кроме того, мы рассказываем и о янтаре. Это не только удивительно красивый камень, но и очень сильный. Если долго с ним общаться, то в каком-то смысле он может свести с ума, подчинить себе...

- Где проводились съемки?

- Мы работали в огромном количестве архивов - и российских, и германских, снимали также и в Царском Селе, и в Калининграде. Этот фильм, кроме изложения полумистической-полудетективной истории Янтарной комнаты, мне кажется, будет интересен еще и другим: мы рассказываем и о ее последнем хранителе - докторе Роде. Как и мастера, которые не реставрировали, а воссоздавали Янтарную комнату, мы тоже сделали реконструкцию этой истории. Скажу больше: в фильме будут интервью с людьми, которых давно нет.

- Каким же образом вам удалось с ними побеседовать?

- Я сказала ровно столько, сколько хотела сказать. Мы воссоздадим эти интервью, а вот как, смотрите фильм и все узнаете.

- Как вам кажется, пропавшая Янтарная комната и ее реконструкция отличаются хоть в чем-то или абсолютно идентичны?

- Нынешняя комната абсолютно великолепна. Она своего рода антидепрессант: заходишь в нее, и настроение становится замечательным, в чем-то даже восторженным. Современная комната - золотисто-янтарная, лучистая. Скорее всего в самом начале восемнадцатого века Янтарная комната выглядела примерно так же.

- К реконструкциям принято относиться с некоторым недоверием. Насколько воссоздание Янтарной комнаты себя оправдало?

- Я к новоделам отношусь спокойно: нередко копия оказывается не хуже оригинала, а иногда и лучше. Что касается Янтарной комнаты, то у меня, конечно же, были слишком завышенные ожидания: я давно и детально занимаюсь этой темой. Но когда я ее увидела - при мне смонтировали последнее панно и комната обрела завершенный вид, то испытала настоящий восторг. И не думаю, что я - энтузиаст-одиночка. Мне кажется, она произведет должное впечатление на самых разных людей. То, что получилось, самая настоящая магия, волшебство. Как ни назови, новодел, реконструкция или еще как, это все равно Янтарная комната. Пусть она - Янтарная комната-2, но это она.

- Как вы полагаете, номер один еще существует?

- Здесь нет единства мнений. Когда мы снимали этот фильм, то, естественно, работали в Екатерининском дворце. И там я общалась и с директором, и с мастерами и задавала им тот же вопрос. Они сказали: "У нас такое ощущение, что теперь она должна найтись". И когда я спросила, что же в таком случае делать, то услышала: "Это было бы шикарно. Мы бы оставили новую Янтарную комнату на том месте, где она была запланирована Растрелли еще в середине восемнадцатого века, а в другом помещении из того, что сохранилось бы от старой комнаты, сделали бы первоначальный фридриховский кабинет, как его когда-то изготовили прусские мастера". Но я уверена: Янтарная комната не найдется. Даже если где-то что-то хранилось, то учитывая возможные условия хранения - явно не музейные, сроки, в лучшем случае сейчас это уже россыпь камушков, не больше.

- Правда ли, что в Янтарной комнате повесят табличку с благодарностью спонсорам: "Рургазу" и Светлане Сорокиной?

- Конечно, мое участие в восстановлении комнаты по сравнению с "Рургазом" смехотворно. Но мне приятно думать, что в восстановлении Янтарной комнаты есть и мой вклад.
Комментарии
Прямой эфир