Картина тем не менее достойна внимания - проект затевался и был осуществлен как кинематографический эксперимент: он был снят при помощи нескольких 35-мм камер в разных районах Сеула всего за три часа (само производство - вместе с подготовкой и монтажем - заняло тем не менее три года). В час небывало жаркого заката скромный уличный художник, за гроши рисующий портреты прохожих, встает вдруг со своего складного стульчика и, влекомый девушкой с видеокамерой, отправляется по давно забытым адресам - мстить за старые обиды. Камеры Ким Ки Дука подсматривают за камерой девушки, жизнь героя поставлена на обратную перемотку, но отличить реальность от вымысла можно будет только в самом конце, уже под финальные титры.
"Парикмахерская" ("Barbershop", США, 2002. Режиссер Тим Стори. В ролях: Айс Кьюб, Ив. "Гемини-Фильм", 2003). Если бы Вуди Аллен был чернокожим, он снимал бы фильмы про негритянское гетто, в котором остолопы крадут пустой банкомат в надежде купить новый "Бентли", белый парень подражает Тупаку Шакуру, а потомственный парикмахер, склонный к прожектерству, теряет и снова находит семейное предприятие и смысл жизни. Производственная комедия в духе "Пятницы", другого проекта музыканта, актера и продюсера Айса Кьюба, вряд ли покажется нашему зрителю гомерически смешной: мало кто без специального пояснения поймет смысл шуток про активистку черного движения Розу Паркс, в свое время не уступившую место белому пассажиру автобуса и спровоцировавшую кампанию гражданского неповиновения. Однако забавные моменты в "Парикмахерской" все же есть, тем более интересна она как этнографическая зарисовка: в чикагском гетто иногда попадаются очень занятные типажи.
"Водоворот" ("Maelstrom", Канада, 2000. Режиссер Жерар Жино. В ролях: Мари-Жозе Кроз, Жан-Николя Верро. "Екатеринбург-Арт", 2003). Еще одна картина, едва не потерявшаяся в суматохе российского арт-хаусного проката. Фильм получил приз ФИПРЕССИ на Берлинале-2001, два года назад был бесшумно показан на Московском кинофестивале, но в театральный прокат, так же как и "Реальный вымысел", так и не вышел. История рассказывается от лица рыбы, появившейся из магмы в момент зарождения мира, но ничего сверхъестественного в сюжете "Водоворота" нет: все мистические совпадения в жизни героев вполне укладываются в бытовое определение слова "судьба". Главная героиня, начавшая день с аборта и депрессии, вечером сбивает на улице пожилого эмигранта из Норвегии, скрывается с места преступления, но, терзаемая муками совести, просматривает заголовки в местных газетах и даже приходит на похороны старика. На кладбище она знакомится с сыном погибшего, который до поры до времени считает ее отцовской соседкой. Из рассказа доисторической рыбы можно сделать тот же вывод, какой следовал, например, из картины братьев Дарденнов "Сын": иногда отравивший вашу жизнь яд может стать единственным средством спасения. Только надо уехать подальше от места преступления. Например, в Норвегию.