Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

От Арама

Этот год проходит под знаком столетнего юбилея Арама Хачатуряна - образцово-показательного композитора эпохи соцреализма, чья сочная, декоративная музыка, за исключением часто звучащего в подземных переходах вальса к "Маскараду", в последнее время оказалась не у дел. Приближающееся столетие (оно будет отмечаться 6 июня) всколыхнуло к ней интерес. Посвященный этому событию концерт оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева показал, что для этой музыки по-прежнему имеются и слушатели, и исполнители
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Судя по переполненному Большому залу консерватории и демократичным аплодисментам между всеми частями, какие только были, можно было констатировать, что хачатуряновская программа Большого симфонического оркестра имени Чайковского принесла много счастья и радости самой простой публике. Но и более искушенные меломаны имели все основания на свою порцию удовольствия. Кому, как не Владимиру Федосееву, постепенно превращающемуся в главного патриарха советской дирижерской школы, знать толк в музыке Хачатуряна, кому, как не ему, находить в ней все тайные смыслы, мастерски задрапированные национальным колоритом? По большому счету, только Федосеев, идеально сочетающий европейскость с аутентичностью, и может сейчас позволить себе подобную программу, не рискуя при этом показаться наивным или занудным. Однако с Хачатуряном у Федосеева заладилось не сразу. Лихо сыграв недолгий вальс из подземного перехода, он перешел к скрипичному концерту, сольную партию в котором исполняла стипендиатка фонда Анны-Софи Муттер, 21-летняя немка с вундеркиндным прошлым - Арабелла Штайнбахер. Все в ней - от броского наряда с ориентальными мотивами до технической безупречности - было хорошо. Но только музыки из тех звуков, что выдавала ее скрипка, никак не получалось. Сочинение Хачатуряна грешит ритмическим однообразием и повторами, и если их не приправить советской сентиментальностью или хотя бы чем-нибудь еще, то получается сборник назойливых этюдов. Первое отделение прошло безо всякого проку. Второе началось со знаменитого любовного адажио из "Спартака", под романтические звуки которого на двух специально повешенных по краям сцены экранах красовался Хачатурян - то дирижирующий, то занимающийся со студентами, то погруженный в глубокую композиторскую думу (в этот момент в музыке адажио и вправду происходило что-то очень драматическое). Монтаж фото и кинохроники был сделан с любовью, но абсолютно неромантический и комичный в данной ситуации вид полноватого, довольного жизнью армянского маэстро эта любовь никак не компенсировала. Ситуацию полностью изменили два последних и лучших номера программы - виолончельный концерт с солирующим Денисом Шаповаловым и симфоническая сюита из балета "Гаянэ". Если в Арабелле Штайнбахер угадывается франтовство ее патронессы Муттер, то победитель прошлого конкурса Чайковского Шаповалов явно оглядывается на харизматичность молодого Ростроповича (на которого он даже и внешне стал похож). В его исполнении виолончельный концерт оказался напряженным, импульсивным, рвущимся в клочья от каких-то неведомых страданий сочинением, в котором даже можно бы было заподозрить влияние виолончельных концертов Шостаковича, будь они написаны несколькими десятилетиями раньше. Решающий удар нанесла заключительная сюита из "Гаянэ", точнее, два последних оглушительных номера - "Лезгинка" и "Танец с саблями". Здесь наконец Федосеев остался с Хачатуряном один на один, и уже ничто - ни аккуратная немецкая скрипачка, ни советские фотоархивы, ни призрак Шостаковича с Ростроповичем - не мешали ему передать дикое и простодушное обаяние армянского самородка, научившегося, на радость советской власти, излагать его с помощью симфонического оркестра и классических музыкальных форм.
Комментарии
Прямой эфир