- Лорд Робертсон хорошо понимает роль Североатлантического блока в меняющемся мире. Он вовремя оценил значение России как потенциального мощного партнера НАТО, который поможет альянсу найти свое место в новой международной ситуации - в обмен, естественно, на поддержку Брюсселя в деле политической (пока) интеграции с Евроатлантическим сообществом - примерно так относятся к генсеку НАТО в российском руководстве.
О своем уходе Робертсон неожиданно заявил в январе этого года, отказавшись - как ему предлагали - продлить срок пребывания в должности на пятый год. Он покинет свое кресло в декабре, и к этому времени должна быть определена кандидатура преемника.
Успехи бывшего министра обороны Великобритании (пэром он стал уже после назначения генсеком) особенно эффектно смотрятся на фоне достаточно бледной работы его предшественника Хавьера Соланы, однако они доказывают самоценность Робертсона как политика. При нем членство в блоке расширилось до 26 государств (в мае планируется ратифицировать документы о вступлении в альянс 7 новых членов), были приняты (на Пражском саммите в ноябре 2002 года) решения о путях дальнейшей трансформации НАТО, был урегулирован политическим путем кризис в Македонии. Одним из главных достижений генсека эксперты считают решительное сближение альянса с Россией, позволившее год назад перевести отношения в формат "двадцатки".
- Думаю, для одного генерального секретаря это достаточный список, -
скромно заметил сам Робертсон, объявляя о своем предстоящем уходе. Он отказался говорить о планах на будущее, напомнив, что до конца года еще предстоит немало дел.
Джордж Робертсон стал третьим британцем, занявшим пост генсека НАТО, до него в этом кресле сиживали лорд Исмей (1952-1957 гг.) и лорд Каррингтон (1980-е гг.). Главную должность альянса по традиции занимает представитель европейской страны. Дважды генсеком НАТО становились бельгиец и голландец и по одному разу - представители ФРГ, Италии и Испании.
"Подыскивать" преемника Робертсону начали еще до его заявления о предстоящем уходе. Одной из первых - еще в январе - всплыла кандидатура президента Польши Александра Квасьневского. Однако он тут же открестился от возможного назначения, указав, что собирается оставаться на своем посту до истечения конституционного срока полномочий - а это декабрь 2005 года. Тем не менее упоминание Квасьневского знаменательно: в случае согласия Робертсона проработать генсеком дополнительный год возражение польского президента автоматически снималось бы. Не секрет, что усиление политических позиций Варшавы воспринимается ревностно в столицах и сопредельных, и более далеких от Польши государств. Особенно пристально в европейских политических кругах посматривают на польско-американское сближение (выразившееся, в частности, в выделении Республике Польша сектора в Ираке).
Да и фигура Квасьневского весьма мощная, ролью простого международного бюрократа он вряд ли удовлетворится. После окончания срока президентских полномочий у него могут возникнуть проблемы и дома - поляки говорят, что фигуры, равной Квасьневскому, не найдется. И при формально другом президенте он останется главным политиком страны. Должность генсека для него бы подошла, но, увы, все упирается в лишний год президентства.
Тем временем в число потенциальных кандидатов занесли еще несколько человек. Среди них - министр иностранных дел Португалии и бывший министр обороны Антониу Мартинш да Круш, а также министр обороны Норвегии Кристин Крон Деволд. Последняя кандидатура, кстати, отвечала бы проводимой Робертсоном линии на продвижение женщин на высокие посты в НАТО.
Через две недели после публичного извещения о будущей вакансии г-жа Деволд встретилась с посетившим Европу министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. Однако эксперты говорят, что ее назначение на этот пост практически невозможно: Норвегия "плохо" показала себя в иракской кампании, и США не позволят скандинавским пацифистам занять теперь место в и без того уже далеко не монолитном блоке. Поэтому наиболее высокие шансы, как считают эксперты, сейчас у выдвиженца из Португалии, а также министра обороны Италии Антонио Мартино.
61-летний уроженец южной Италии (Мартино родился в знаменитой Мессине) в середине 1990-х возглавлял итальянский МИД. Кроме того, он был в числе основателей крупнейшей на сегодняшний день в Италии партии "Форца Италия". В университетах Рима и Неаполя преподавал экономику и политику. Член различных научных советов от Лондона до Филадельфии.
Кремлю небезразлично, кто станет новым генсеком НАТО. Идеальным кандидатом, как дают понять во властных структурах, был бы человек, похожий на лорда Робертсона своим пониманием близости интересов Евроатлантического сообщества и России.