Сколько всего между Россией и НАТО действует соглашений и функционирует рабочих групп? Точный ответ на этот вопрос в пресс-службе блока дать затруднились: "Всего договоров, включая Римскую декларацию, может быть, пять-шесть, а рабочих групп - 10-12, но не это важно". И новых соглашений пока не предвидится - они могут понадобиться, чтобы кодифицировать итоги обсуждения по определенным темам, но если пока дело двигается без них, то нужны ли они? Разговор, считают военные и дипломаты с обеих сторон, должен вестись предметный - пусть даже порой обсуждение доходит "до мышей", со временем мелкие детали сложатся в стройный механизм сотрудничества.
Чем структура отличается от организации
Основным направлением сотрудничества в Брюсселе считают борьбу с терроризмом. За год рабочая группа подготовила несколько докладов с оценками угроз "в Евроатлантической зоне" - в них анализируются совместные для государств "двадцатки" локальные, региональные (например, только на Балканах) и глобальные террористические угрозы. "Но более подробно об этом говорить нельзя - в этих докладах использована развединформация", - разводят руками сотрудники пресс-служб. Зато подчеркивают: еще два-три года назад соучастие в подготовке подобных докладов и обмен информацией по линии спецслужб и представить себе было нельзя - это говорит о качественном росте сотрудничества.
Действительно, в последние год-полтора с Россией активно обмениваются разведданными многие страны - это подтверждают многие высокопоставленные источники. Благодаря новому сотрудничеству Москве стали оперативно доступны сведения, о которых она еще несколько лет назад помыслить не могла. Россия, кстати, также помогает новым партнерам, в частности, данными по Ираку, Афганистану и ряду бывших советских республик, замеченных в особо теплых отношениях с террористическими организациями или сомнительными оружейными посредниками.
Встречи экспертов теперь порой касаются совершенно новых аспектов противодействия терроризму и его последствиям. Так, в конце апреля ученые из стран "двадцатки" обсуждали психологические аспекты реабилитации заложников и их родственников.
Операции по установлению и поддержанию мира - еще одно крупное направление сотрудничества, его в "двадцатке" называют также "управление в кризисных ситуациях". Так, консультации на уровне послов, прошедшие 30 апреля, были посвящены Балканам. Правда, Россия уже заявила об отказе от дальнейшего участия в миротворческих операциях в регионе, поскольку никаких угроз оттуда она для себя не видит. Однако на политическом уровне принципы сотрудничества в этой сфере в будущем - в других местах - согласованы и остаются в силе. Обменяться опытом всегда полезно.
А чтобы этот опыт не покрывался кабинетной пылью, готовятся масштабные учения - возможно, они пройдут уже в этом году. "Когда и где доведется совместно устанавливать и поддерживать мир, неизвестно, - рассуждают натовские чиновники, - но к моменту принятия соответствующего политического решения мы должны быть готовы: продумать способ доставки контингента, источники снабжения, отработать установление контакта и поддержание связи между разноязыкими подразделениями и прочее".
Темой нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) занимается еще одна рабочая группа. В этом году от нее также ожидают доклада об угрозах - откуда исходит опасность, связанная с распространением ОМУ и средств его доставки. Идут консультации по проблемам контроля над вооружениями, однако от них конкретных результатов, похоже, никто не ожидает.
Зато в практическую плоскость перешли консультации по проблеме создания нестратегической системы противоракетной обороны (ПРО ТВД). Сейчас изучается вопрос о совместимости возможных компонентов, производимых в разных странах, -- и дело даже не столько в том, что они изначально создавались на основе разных технических стандартов. Под совместимостью понимается в первую очередь система обмена информацией по "ракетоопасному" направлению, в том числе и в режиме реального времени. "Никто не обещает, что такая система заработает уже в этом или будущем году, - поясняют в международном секретариате НАТО, - но перспектива ее создания стала вполне реальной". Промежуточный доклад по этому вопросу ожидается в мае. Его важная часть - оценка возможных угроз.
Работа в этой области тормозится тем, что деятельность любой группы требует средств - на оплату труда экспертов, проведение испытаний, не говоря уж о масштабных учениях. "И если "двадцатка" решила осуществить проект, который требует, к примеру, $2 млн, а собрали всего $500 тыс., то мы не можем начать", - поясняют в секретариате НАТО. И дают понять, что некоторые проекты - в первую очередь создания ПРО ТВД - затягиваются из-за недостаточного финансирования с российской стороны. Требовать никто ничего не может: "Двадцатка" - структура, но не организация, - напоминают чиновники, - единого бюджета и обязательных взносов у нее нет". Но оптимизма не теряют.
Ностальгия по Ногинску
Спасание на море на сегодняшний день стало наиболее, пожалуй, детально проработанным направлением сотрудничества, - подписанное 6 февраля этого года соглашение между Россией и НАТО о спасании экипажей подводных лодок, терпящих бедствие, получило расшифровку -- в прилагаемой к нему программе описаны процедуры сотрудничества и обмена информацией, юридические вопросы взаимодействия. Сейчас эксперты работают по нескольким направлениям: стандартизация спасательного оборудования, изучение возможностей его совместной разработки и производства, подготовка учений.
Сотрудничество в военной сфере в целом могло бы двигаться и побыстрее, считают в штаб-квартире блока. И ждут, что на сегодняшних заседаниях в Москве и Брюсселе будут приняты конкретные решения. Обсуждаться будут темы кооперации в сфере тылового обеспечения, военно-транспортной авиации, дозаправки в воздухе. Наглядным примером кооперации стала бы демонстрация дозаправки в полете натовского истребителя или транспорта российским танкером (или наоборот - в рамках альянса лидерами работ по дозаправке в воздухе определены Испания и Италия), и военные уже работают над техническими тонкостями этой задачи.
С российской стороны эти предложения комментируют осторожно - мы, мол, готовы предоставлять военно-воздушный транспорт и НАТО, и Евросоюзу и ведем по этому вопросу консультации. Но очень многое зависит от того, для поддержки каких операций планируются перевозки - с российским участием или без него? Проводятся ли они на основе резолюций Совбеза ООН, или на какой иной? Короче, требуется четкий политический фундамент.
Военные реформы - еще одна рабочая группа. На этом направлении практический результат пока один, зато весомый -- в Москве и ряде областей России открылись центры переподготовки военнослужащих, которые оказывают бывшим офицерам помощь при устройстве в гражданской жизни - подсказывают, как и где найти работу, разъясняют юридические тонкости, связанные с увольнением, поиском жилья и т. п.
Понемногу происходит "притирка" и у служб гражданской обороны. В этой связи в Москве и Брюсселе с удовлетворением вспоминают прошедшие в сентябре прошлого года в подмосковном Ногинске учения "Богородск-2002" - на них отрабатывалось взаимодействие спасателей стран "двадцатки" по борьбе с последствиями атаки группы террористов, взорвавших крупный объект химической промышленности.
Не стоит на каждом направлении ждать принципиально новых форм сотрудничества, подчеркивают в штаб-квартире блока. Если учения "Богородск" были удачными - можно провести еще одни, в другом месте, с другими участниками и по другой теме. Главное, что Россия вовлечена в мероприятия альянса, а в каких рамках - "Партнерства ради мира", "двадцатки" или на двусторонней основе - не так важно.
Эту ноту поддерживают и в российском МИД: сотрудничество в рамках "двадцатки" стоит на двух ногах - конкретные проекты и политический диалог. И по обоим направлениям минувший год отмечен прогрессом, считают дипломаты.
Ученые "двадцатки" тем временем изучают, например, экологические аспекты демилитаризации - как обеспечить приемлемое качество воды, почвы и воздуха в районе бывших военных объектов. Это актуально и для Восточной Европы, до сих пор "переваривающей" оставленные советской армией городки и полигоны, и для России, сокращающей свои ВС, и для Западной Европы, откуда американские войска потихоньку начинают перебираться в Восточную.
Новая и многообещающая сфера сотрудничества - взаимодействие между гражданскими и военными службами контроля за воздушным пространством.