- Думаю, что и в России не пропал бы, нашел бы себе клуб. А в финансовом плане даже выиграл бы. Слышал я все эти разговоры, что Тихого якобы отправили в ссылку. Мне выпала хорошая возможность посмотреть на другой баскетбол, поднять уровень знаний. Те, кто отправлял меня "в ссылку", ничего в этой жизни добиться уже не хотят. У них есть некий уровень, который их устраивает. Так как в России сейчас практически нет тренеров, они еще протянут какое-то время. Но я хочу быть выше их. Сильнее.
- В чем заключался план вашей стажировки?
- Базовой командой, где я находился большую часть времени, была команда университета Сент-Джозеф. Университет небольшой, но в этом сезоне выступивший исключительно успешно (команда пробилась в число 64 команд, принимавших участие в престижном NCCA Tournament, больше известном у нас как "мартовское безумие". - "Известия"). Повезло, что сразу оказался рядом с главным тренером команды Филом Мартелли. Видел, как он готовится к тренировкам, проводит их, анализирует, руководит командой во время матчей. У него была отличная видеотека по проведению тренировок, по работе над проходом, броском, заслоном, над организацией защиты. Мартелли предоставил к ней полный доступ.
"Мог пойти по неверному пути"
- Профессиональная адаптация прошла безболезненно?
- Как бы не так. Едва приехал, на меня свалилось огромное количество информации. Первых месяца два просто "плавал", пытаясь разобраться, что к чему и почему. Зато когда освоился - понял, что до этого вообще не разбирался в баскетболе.
- Что за информация?
- Ее можно разбить на две составляющие: тренировочный процесс и игра. Организация тренировок, в том числе и отдельных тренировок для маленьких и больших игроков, для травмированных. Если у баскетболиста болит рука, он должен работать на ноги; если нога - на руки. Далее - подготовка плана на игру, непосредственно проведение игр, корректировка плана в перерыве. И это вкратце (смеется).
- Два года в ЦСКА и полгода в Америке: какой опыт сочтете более полезным?
- Их нельзя разделять. Скажу о другом. Очень хорошо, что у меня произошел перерыв в работе в России. Думаю, в противном случае я мог пойти по неверному пути. За полгода многое переосмыслил. Сегодня для меня очевидно, что мой переход из игроков в тренеры был несколько поспешным. Понимание баскетбола игроком и тренером - две совершенно разные вещи. В то же время я ничуть не жалею, что перед Америкой у меня уже был накоплен опыт работы в России.
"Тихий, почему молчишь?!"
- Прожить полгода в США и не посетить клубы НБА было бы странно...
- У меня было четыре выезда. Во-первых, на матч всех звезд НБА в Атланту. А также три поездки в Нью-Джерси, Хьюстон и Даллас. У меня была возможность наблюдать не только за играми, но и за тренировочным процессом. После матча в Нью-Джерси ко мне подошел Байрон Скотт (главный тренер "Нью-Джерси Нетс". - "Известия"), спросил, откуда я. Пришлось напомнить ему, что мы с ним встречались еще на площадке, когда он играл в Греции, - забыл, чертяга.
Другая ситуация была в Хьюстоне. Во-первых, приняли меня намного лучше. Сразу выстроились теплые отношения с Руди Томьяновичем (главный тренер "Хьюстон Рокитс". - "Известия"). Возможно, сказалось то, что он неплохо знает европейский баскетбол, часто бывает на "финалах четырех" Евролиги. С Руди мы много общались перед тренировками, а во время их проведения ко мне подходил его ассистент и объяснял, какие упражнения выполняют игроки и почему. Перед игрой "Хьюстона" с "Финиксом" Томьянович дал задание игрокам и окликает меня: "Тихий, почему ты молчишь, ни о чем не спрашиваешь?" "Не хочу отвлекать от работы", - отвечаю. Он машет рукой и успокаивает: "Я дал людям задание, и они работают. Пойдем поговорим".
Любопытный эпизод произошел в Далласе. Прилетел в аэропорт, поехал в центр города пообедать. Вдруг слышу за спиной: "Тихий!" Подумал, что послышалось - кто ж меня здесь знает. Оборачиваюсь - Донни Нельсон (второй тренер "Даллас Мэверикс". - "Известия"). Нельсон поделился со мной закрытой тренерской информацией, предназначенной для внутреннего пользования в "Далласе". Не скрою, было очень приятно.
- В чем принципиальное различие тренерской роли в НБА и Европе?
- В НБА главный, как правило, только наблюдает за процессом, изредка подсказывает что-то игрокам, а основные функции во время тренировок выполняют его помощники. Они же собирают и выдают главному тренеру всю информацию, тот смотрит - кто готов, кто не готов, аккумулирует сведения и принимает план на игру. Кроме того, тренер колледжа - это диктатор, повсеместно (в игре, на тренировках, в режиме и даже в учебе) требующий непреклонного выполнения своих указаний. Тренер в НБА, напротив, полный либерал.
- В минувшем сезоне за Сент-Джозеф выступал и наш соотечественник - центровой Александр Сазонов...
- И выглядел весьма прилично. Несмотря на то что у Алекса были проблемы со здоровьем и он даже ложился на операцию. Для своего роста (216 см. - "Известия") Сазонов очень подвижен и здорово знает, чего хочет добиться. Сейчас он закончил обучение, летом собрался поехать в лагеря НБА, а затем продолжить карьеру в Европе.
"Взять у них, применить у нас"
- Какие ваши ближайшие перспективы?
- В июне Душан Ивкович собирает клинику (семинар для игроков и тренеров) в Белграде, а в конце этого же месяца Донни Нельсон пригласил меня в Даллас. Там тренеры НБА будут проводить совместные тренировки, показывать, как надо работать в подготовительный период. Мне было бы интересно побывать там. И очень полезно. Надеюсь, что ЦСКА найдет возможность туда командировать.
- Если до вашего очередного отъезда за океан поступит предложение от одного из российских клубов, рассмотрите?
- Нет. У меня с ЦСКА пятилетний контракт и моральные обязательства перед клубом. Честно говоря, я хотел бы снова поехать в Америку и добрать тех знаний, что не успел. А дальше... У Ивковича трехлетнее соглашение с ЦСКА, и руководство клуба, к примеру, может отдать меня на некоторое время в аренду. Чтобы впоследствии вернуть. Знаю одно: у меня есть четкая цель и все возможности, чтобы стать хорошим тренером. Я хочу взять все, что можно, в Америке и применить эти знания в России. Где именно - в Хабаровске, Казани или Новосибирске - не так важно.
- Поделитесь мнением о ЦСКА Ивковича.
- Я видел немного матчей ЦСКА живьем, но по тем статьям и отзывам, которые читал в Интернете, армейцы оставляют очень хорошее впечатление. Игроки относятся к нему с большим уважением, и это заслуженно. Ивкович - лучший тренер в Европе. Знаю, что у нас идут дебаты, многие говорят, что в ЦСКА должны играть наши баскетболисты. Но, как бы нам этого ни хотелось, факт остается фактом: в России игроков высокого класса очень мало. У нас нет центрового уровня Александера или плеймейкера класса Холдена. Думаю, это неплохо, если российские игроки и тренеры увидят, как работают сильные иностранные специалисты. Чтобы быть на их уровне, чтобы двигаться вперед. Вместе с тем я уверен, что ситуация рано или поздно обязательно поменяется.
"Кириленко будет звездой НБА"
- Что вынесли из общения с Андреем Кириленко? Сильно он изменился за два года в "Юте"?
- Напротив, мне понравилось, что Андрей сохранил прежнюю психологию. Он целеустремлен и знает, что будет играть в НБА. Тренеры "Юты" ему доверяют, болельщики его давно признали, и Андрей, на мой взгляд, оправдывает доверие. 10 очков в среднем за игру в НБА - для Андрея хороший показатель. Он все же не Коби Брайант и не Трэйси Макгрэди. Киря - не снайпер, но его роль в команде ничуть не меньше, а по объему действий в защите ему найдется не много равных. Он поступательно прогрессирует, и, поверьте, Кириленко будет звездой НБА.
- Вы входите в тренерский штаб сборной России. Какие функции в нем выполняете?
- Скажу честно, я не хочу быть половинчатым. Чтобы быть тренером сборной, нужно постоянно находиться в России, работать "от и до". Но у меня другие планы. Летом предстоят клиники, лагеря. Я сказал об этом Сергею Елевичу. Объяснил, что готов всегда помочь информацией, но быть полноправным членом тренерского штаба на чемпионате Европы не могу. Поэтому в сборной меня не будет.
- Американские полгода изменили Тихоненко-человека?
- (Смеется.) Со стороны виднее. Может быть, я стал немного жестче. Стал по-другому - внимательнее - относиться к людям. Семья для меня приобрела еще большую ценность, хотя была на первом месте и до Америки. Если продолжу обучение за океаном, без семьи туда теперь точно не поеду.