"У нас есть ядерная бомба, и мы это скоро докажем", - заявил в пятницу Пхеньян, впервые официально признав то, о чем давно догадывался остальной мир. Глава делегации Северной Кореи на переговорах с США и Китаем Ли Гун не пояснил, каким именно образом его страна собирается "доказывать" наличие ядерного оружия - испытав его или же применив. От Пхеньяна можно ждать и того, и другого.
Америка, казалось, научилась обходиться с диктаторами. Саддам Хусейн всегда признавал рамки, за которые ему нельзя выходить (накануне начала "Бури в пустыне" в 1991 году Вашингтон пообещал ударить по президентским бункерам в Багдаде тактическим ядерным оружием, если Хусейн применит химическое, и это остановило иракского тирана). Дремучий и загнанный в угол коммунистический режим в Пхеньяне, похоже, перестал воспринимать реальность. Угрожать сегодня ядерной бомбой может лишь параноик или уже отчаявшийся вождь. Возможно, северокорейский лидер Ким Чен Ир, запугивая всех вокруг, именно таким способом пытается избежать участи Саддама.
"У северокорейцев скорее всего есть ядерное оружие, - заявил в интервью "Известиям" Владимир ДВОРКИН, эксперт Центра политических исследований (ПИР-центр). - Еще в феврале 1990 года председатель КГБ докладывал руководству страны, что в Центре атомных исследований в Енбене завершена разработка первого ядерного устройства. И не испытывают они его лишь потому, что не хотят раскрывать перед мировой общественностью факт производства оружия. Уже к началу 90-х годов Пхеньян, по некоторым данным, вполне мог накопить килограмм оружейного плутония. По моей оценке, доработанных ракет большой дальности у Северной Кореи нет. Есть модифицированные СКАДы. Как боевое средство эти ракеты мало чего стоят из-за их крайне низкой точности. Но вот если они будут оснащены ядерными зарядами..."
"Переговоры подтвердили, что возможности нашего оружия -
наилучшее средство гарантировать мир и помешать в войне", - пишет официальный орган рабочей партии КНДР газета "Родонг синмун". Тем не менее, по свидетельствам участников переговоров, уже на второй день делегация Северной Кореи предупредила: "Война может начаться в любой момент".
Госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что США не позволят себя запугать. Несмотря на "внешнее" спокойствие, в Вашингтоне отнеслись к заявлению северокорейских военных очень серьезно. Уже в ближайшие дни замгоссекретаря США Джеймс Келли обсудит "новые предложения" КНДР с лидерами Южной Кореи и Японии.
Белый дом попал в непростую ситуацию. Предоставление Пхеньяну гарантий о невмешательстве в его внутренние дела будет означать, что ядерный шантаж КНДР полностью удался. Более того, никакой сенат никакой подобный договор президента с маловменяемым режимом не ратифицирует. К тому же новый договор, будь он заключен, сведет на "нет" все планы по объединению двух Корей. И Ким Чен Иру нужен именно официальный договор. Нет сомнений в том, что власти Северной Кореи будут и дальше использовать методы ядерного шантажа против любых попыток даже намекнуть на возможность смены коммунистического режима. Наконец, заключение "договора о ненападении" не дает США гарантий, что Пхеньян не будет экспортировать плутоний, а при определенных обстоятельствах - и оружие массового поражения в "недружественные" для Вашингтона страны. Но отказ от предложений КНДР приведет к дальнейшему обострению ситуации в регионе.
В Северной Корее пока не могут или просто не в состоянии понять, к чему приведет дальнейшая конфронтация. Особенно на фоне недавних заявлений идеолога войны против Ирака советника Пентагона Ричарда Перла. В интервью французской газете Les Echos он сказал, что США намерены всюду бороться со странами, поддерживающими терроризм и разрабатывающими оружие массового поражения.
Нужно учитывать психологию этих людей. Они почти не располагают информацией о мире, кроме той, что поступает по ту сторону ими же воздвигнутого "железного занавеса". Они изолированы. Запуганы. Загнаны в угол - самими собой и своей безумной политикой. Им практически нечего терять в своем историческом тупике. Они абсолютно дремучи в представлениях о реальности. И потому - крайне опасны. Они действительно могут "нажать на кнопку".
"В Северной Корее военная истерия нагнетается с огромной силой, - рассказал "Известиям" бывший военный переводчик с корейского Олег МУСАЕВ. - Народ живет невероятно бедно, люди абсолютно не представляют себе, что может быть иная жизнь. Политика "опоры на собственные силы" оправдывается одним - фактором внешней опасности. Фанатизм невероятный. Ненависть к американскому империализму - национальное чувство. Вся страна - это сплошные вооруженные силы, регулярные или вспомогательные. Материальные ресурсы страны истощены, о военной мощи всерьез говорить не приходится. Ставка делается на использование диверсантов, на индивидуальное сопротивление военнослужащих, которых готовят сызмальства. Людей, которые размышляли бы и ценили свою жизнь, там нет. Бомбить американцы могут, конечно, долго, основные объекты разрушат, но если они оккупируют страну, то понесут огромные потери - с Ираком не сравнить. Их ждет, в частности, "туннельная война" - я своими глазами видел изрытые ходами сопки, которые никакая атомная бомба не возьмет. А Северная Корея - не Ирак - страна практически вся горная".
Все это действительно страшно. Не только для Америки. Еще больше - для соседних стран - Японии, Южной Кореи, Китая. И России.
Справка "Известий"
В случае с Пхеньяном речь может идти о так называемой "чистой", а не "грязной" бомбе. На государственном уровне "грязными" бомбами не занимаются. "Грязная" бомба - это радиоактивные материалы, "упакованные" вместе со взрывчаткой и снабженные взрывателем. Такое оружие может использоваться только террористами. В случае если его куда-либо доставят и подорвут, радиоактивное заражение будет не очень сильным, но среди населения поднимется такая паника, что нанесет не меньше ущерба, чем радиация.
А вот Тарик Азиз сам сдался американцам
Вице-премьер Ирака Тарик Азиз добровольно сдался. Об этом в пятницу объявили американские власти. 66-летний Азиз окончил багдадский колледж изящных искусств, филфак столичного университета, изучал английскую литературу, возглавлял несколько газет. Он считался "гладко выбритым лицом" режима и одним из самых преданных Саддаму людей, хотя был единственным христианином в его окружении (настоящее имя - Михаил Юханна) и не связан с правившим тикритским кланом. В пятницу же было объявлено, что американцы на границе с Сирией арестовали шефа иракской разведки Фарука Хиджази, подозреваемого в подготовке покушения на Буша-старшего.