Актер Левани Учанеишвили (Ларри в "Олигархе" Павла Лунгина) последнее время живет и работает в Америке. Для иностранца он добился довольно многого: сыграл в "Дне независимости", "Самолете президента", "Блэйде" и "Вирусе". Теперь на его счету есть картина Спайка Ли "Двадцать пятый час" с Эдвардом Нортоном - в ней у Учанеишвили уже не проходной эпизод, а роль одного из самых крутых в Нью-Йорке гангстеров. Актер продолжает активно сниматься и в России: он прилетел в Москву, чтобы подготовиться к съемкам в ремейке "Человека-амфибии", который будет делать Александр Атанесян, и дал интервью корреспонденту "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ.
- Когда закончатся съемки фильма, в котором вы играете Пушкина?
- Мы сняли почти полфильма. Идея картины несколько лет назад возникла у режиссера и сценариста Анатолия Иванова. В конечном варианте получилось вот что: мой герой, американец, собирается снять фильм о Пушкине и приезжает в Россию. Он знакомится с русскими людьми. У одного из его новых друзей есть девушка, балерина. Ее играет
Анастасия Волочкова , про которую уже сейчас могу сказать, что она прекрасная актриса. Мой герой в нее влюбляется, но не может переступить грани дружбы и бизнеса, а его соперник в голове проводит параллели с XIX веком, меня представляя Пушкиным, а Волочкову - Натальей Николаевной.
- Одна из ваших самых заметных работ - роль гангстера в "Двадцать пятом часе" Спайка Ли…
- Попасть к Спайку Ли хотя бы на одну реплику, на один проход мечтают все актеры - и большие, и маленькие. Я был на премьере "Олигарха" в Тбилиси, когда позвонил мой агент из Лос-Анджелеса и попросил записать кассету с пробами для Спайка. Ли искал актера на эту роль в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго и даже в России. Поэтому я не спешил: мне казалось, что и без меня кого-нибудь найдут. Но американцы стали настаивать, чтобы приехал именно я.
- Как вам работалось с Ли?
- Спайк оказался простым парнем, который встретил меня так, будто мы давнишние друзья и буквально пару дней назад расстались.
- Мы привыкли к несколько карикатурному изображению русских гангстеров в американском кино. Но ваш герой - явно круче всех своих конкурентов.
- Спайку не пришлось ничего объяснять, он все понимает. Но на других американских фильмах были конфликтные ситуации, которые начинались даже не со споров с режиссерами, а со споров с костюмерами: они хотели, чтобы мой герой был одет в валенки и ушанку, из кармана у него торчала бутылка водки, на столе лежала буханка хлеба, а на стене висела балалайка. Спайку нужен был такой Годо, о котором все говорят, говорят, говорят, пока он наконец не появляется. Он не хотел создавать карикатуру.
- Знает ли Спайк Ли кого-нибудь из представителей русской мафии?
- Он не собирал никакой информации, больше доверился мне...
- То есть вы знакомы с русской мафией...
- Я же вырос в Советском Союзе. Я знал в свое время таких людей. Понимаете, мой герой отсидел три срока в трех тюрьмах разных стран, он затеял бизнес в Америке, добился определенного положения - так же начинающий актер работает и становится народным. Он начал свой путь с мелких дел и добился высокой позиции. Мой герой так одет, что по нему не видно, что он бывший зек, поэтому я придумал себе наколку на руку. Такую наколку я видел в своей прежней жизни.
- В России всегда пристально следят за успехами наших актеров в Америке. Существует ли "русский Голливуд"?
- И да и нет. Есть русскоговорящие актеры, но мы же не будем себя обманывать? Настоящий "русский Голливуд" предполагает наличие крупных звезд. Но американцы не видят пока необходимости вкладывать в нас деньги. Были случаи, когда европейцы собирались командой, чтобы снять фильм или поставить спектакль и покорить Америку. Но это изначально неправильная установка. Голливуд не прощает гонора, не прощает, если его приходят завоевывать чуть ли не с танками. Я думаю, ситуация будет меняться. К тому же и в России в кино происходят изменения в лучшую сторону. Ведь "русский Голливуд" можно создать здесь, чтобы потом экспортировать его, создавая совместные картины.
- Какой максимальной позиции русский актер может добиться в американской киноиндустрии?
- Было время, когда в Голливуд было невозможно попасть даже с легким акцентом: эмигранты в лучшем случае играли барменов и швейцаров. Теперь это в прошлом. На мой взгляд, Шварценеггер повлиял на то, что американский зритель привык к акценту. У них много своих звезд, но в американских фильмах всегда должны быть злодеи, с которыми борются положительные герои. Играть бандитов, с одной стороны, однообразно, с другой... Я пожаловался на это одному продюсеру, итальянцу, а он сказал: "Тебе повезло. Ты медленно, но верно движешься к "Оскару". Аль Пачино и Роберт де Ниро всю жизнь играли мафиози". Так что могу сказать: еще не вечер.
- Может быть, ваш опыт поможет кому-то из начинающих актеров...
- Я приехал в Америку на премьеру фильма "Сталин", который снял телеканал HBO в 1992 году. Сразу же появились предложения, и я решил продлить себе творческую командировку. Думал: "Когда не будут снимать, я уеду обратно". Но так получилось, что все время предлагали работу, особенно после того, как я стал членом американской гильдии актеров. До этого снимался в малобюджетных фильмах, чтобы набрать баллы. Точно так же было в России: нужно было набирать очки, чтобы стать членом Союза кинематографистов. Правда, чтобы попасть в гильдию, надо иметь роли в больших проектах. А чтобы попасть в большой проект, нужно быть в гильдии. Но ведь всегда есть лазейки. Еще нужны удача и устойчивая психика. У меня и у других были случаи: два месяца пробы, доходишь до финала. Все уже сидят за столом, поздравляют друг друга, ты уже уверен, что роль твоя. А потом все срывается. Так можно впасть в депрессию - есть много примеров. Но это только один возможный путь - начать все с нуля в Америке. В России есть хорошие операторы, продюсеры. Появились ассистенты, расписания - это в хорошем смысле игра в Голливуд, которая может привести к созданию "русского Голливуда" в России.